Часть 2. Мы получили Систему Развития Интеллекта. Что дальше?

Часть 2. Мы получили Систему Развития Интеллекта. Что дальше?

Автор: Елена Грасько, педагог, специалист по раннему развитию.
Читать первую часть статьи >>

Давайте обсудим программу занятий для ребёнка старше 6 месяцев. Начинаем занятия мы с того комплекта, который больше соответствует возрасту и интересам малыша. Занятия по «Чтению с пелёнок» начинаются с показа первых пяти самых любимых слов. Слова мы показываем 3 раза в день. На следующий день к имеющимся пяти словам добавляем еще один комплект из пяти слов. Итого у нас получается 10 слов, которые мы показываем 3 раза в день. Таким образом, постепенно добавляя по 5 слов каждый день, обновляя все комплекты (начиная с первого), мы приближаемся к стандартной схеме: 5 комплектов по 5 слов, с ежедневным обновлением одной карточки из каждого комплекта. Новые слова мы показываем малышу на протяжении всего процесса обучения. Постепенно к новым словам мы добавляем словосочетания из пройденных слов, а потом и предложения. Чем старше ребенок, тем быстрее нужно переходить на этап словосочетаний. При занятиях по комплекту «Чтение с пеленок» у нас всегда будет 5 комплектов. При переходе на словосочетания у нас по-прежнему остается 5 комплектов: 3 комплекта с новыми словами (15 слов) и 2 комплекта со словосочетаниями (10 словосочетаний). При переходе на этап предложений у нас будет 4 комплекта с новыми словами (20 слов) и 1 комплект с предложениями (5 предложений). И комплекты со словами, и комплекты со словосочетаниями, и комплекты с предложениями каждый день обновляются. Что касается цвета слов на карточках, то мы начинаем обучение всегда с красных слов, потом переходим на крупные черные, потом на маленькие черные слова. Так мы готовим глазки малыша к чтению обычного типографского текста. Чем старше малыш, тем быстрее нужно продвигаться по этапам программы. Уже на этапе словосочетаний и предложений можно вводить отдельные книжки из серии «Книжная разминка» для повышения интереса малыша к занятиям. Начинать всегда нужно с книг первого уровня сложности. Полноценно заниматься только по книжкам малыш будет в течение длительного пятого этапа – этапа книг.


А теперь давайте рассмотрим занятие по «Букварю». Занятие будет состоять из 3 этапов: просмотр книжки-листалки, проигрывание потешки из неё, просмотр карточек к листалке. Порядок этих этапов может быть любым. Начинать всегда лучше с самого любимого вида деятельности. Старайтесь выбирать всегда самые интересные малышу потешки и пестушки. Если малыш очень активный, начните с самых коротких листалок (можно отступить от рекомендованной программы). Отличным дополнением к названным комплектам по чтению будут «Книжки-малышки», которые помогут отработать навык чтения целыми словами и обогатят словарный запас ребенка. Занятия с любыми дисками («Карточки Домана на DVD», «Говорим с пелёнок», «Книжки-малышки») строятся по такой схеме: 1-3 ролика 3 раза в день с обновлением роликов каждые 2-3 дня. При занятиях с дисками важно придерживаться возрастных рекомендаций по общему времени их просмотра, а именно не более 15 минут в день. Итого на одно занятие с диском у нас приходится 4-5 минут. Часто малыши протестуют против выключения диска. В таком случае, в зависимости от возраста крохи, можно или объяснить ребёнку «что компьютер устал» или отвлечь его новым интересным делом.

И, наконец, как же можно совмещать занятия по всем комплектам в течение дня?

Если Ваш малыш достаточно спокойный и усидчивый, то занятия можно проводить блоками. Один блок будет в себя включать занятие по «Чтению», похвалу, занятие по «Карточкам Домана» или по комплекту «Говорим с пелёнок», похвалу, занятие по «Букварю с пелёнок», похвалу. Похвала в данном случае выступает в качестве эмоционально насыщенной переменки для малыша. В день мы проводим три таких блока занятий. Чем младше ребёнок, тем удобнее заниматься с ним по предложенной блочной схеме. Если же Ваш малыш очень активный и больше минуты не сидит спокойно, лучше проводить короткие, но частые занятия в течение всего дня. И самая главная и важная рекомендация для малышей старше 8-9 месяцев – это интересная форма проведения занятия. Чем больше игровых форм Вы добавите в урок, тем легче Ваш малыш усвоит информацию. Мы ведь с Вами помним, что лучше всего усваивается то, что интересно.

У малышей старше 2 лет уже начинает проявляться характер, появляются свои интересы и предпочтения. С этим приходится считаться! Например, если Ваш малыш предлагает свой вариант игры с карточками, лучше согласитесь на его условия. Дети охотнее играют по своим правилам. Добавлю, что чем старше ребенок, тем важнее режим занятий. Особенно если Ваш ребёнок ходит в детский сад.

Многие родители интересуются, сколько времени в целом требуется для прохождения всей Системы и когда они смогут увидеть результаты. Если Вы ожидаете получить точный ответ, вынуждена Вас расстроить. Всё очень индивидуально. Нужно учесть множество факторов: возраст ребенка, его индивидуальный темп развития, наличие или отсутствие пропусков, ситуацию в семье, систематичность занятий и т.д. Одно можно сказать точно: при систематических и интересных ребенку занятиях пользы от занятий будет больше, а результат будет раньше.

Итак, что же мы с Вами выяснили? Занятия по комплектам Системы лучше всего проводить параллельно. При организации занятий нужно ориентироваться на возраст малыша и его реакцию на занятия. В течение дня желательно проводить три занятия по каждому комплекту, объединив их в блоки либо разбив на короткие частые уроки. Систематичные и интересные малышу занятия дадут более быстрый и прочный результат. Каждый ребенок будет заниматься своё время и в своём темпе.

В заключение хочу сказать Вам, дорогой читатель, огромное спасибо за то, что вместе со мной прошли этот путь «освоения Системы». Хочется верить, что эта статья была для Вас полезной, и Вы нашли ответы хоть на несколько своих вопросов. В целом, на практике все окажется и сложнее, и интереснее, и понятнее одновременно. Пусть Вашим компасом во всех сложных ситуациях обучения будет реакция малыша. Именно Ваш малыш даст Вам понять, каким образом лучше всего проводить занятия. И Ваш смышлёный, развитый, счастливый малыш будет главным результатом этих занятий.


педагог, специалист по раннему развитию

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Марина Андреева-Доглядная
Цитата:
У малышей старше 2 лет уже начинает проявляться характер, появляются свои интересы и предпочтения. С этим приходится считаться! Например, если Ваш малыш предлагает свой вариант игры с карточками, лучше согласитесь на его условия. Дети охотнее играют по своим правилам.

, а ещё они дают массу идей, такими "своими правилами"

Пользователь Елена Грасько
# Елена Грасько   12.02.2013 15:41

Yes тоже верно Smile

Пользователь Вера Садовая
# Вера Садовая   26.02.2013 23:02

Очень интересно и то, что нужно! СПАСИБО!

Пользователь Екатерина Сережина
# Екатерина Сережина   21.03.2013 19:41

Спасибо, мои первые вопросы нашли ответы в вашей статье!