Чувство числа. Нужно ли оно?

Чувство числа. Нужно ли оно?

Как можно развить математические способности ребёнка? Как без зубрежки научиться быстро и легко считать в уме? Этим вопросом задаются не только родители, но и ученые.

Последние исследования показывают, что успехи ребенка в математике в значительной степени связаны с “чувством числа” – врожденной способностью правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их (исследование провели ученые из университета Джона Хопкинса во главе с постдокторантом Мелиссой Либертус).

Исследование показало, что чувство числа характерно для всех живых существ, а не только для людей. Так, животные запоминают, где больше всего добычи, а мы оцениваем, к примеру, где свободное место в кинотеатре или сколько примерно людей присутствует на встрече. Это чувство измеримо даже у младенцев.

Ученые решили проверить, насколько подобное “чувство числа” влияет на успехи школьников в математике. Для этого исследователи провели тестирование на “чувство числа” более полусотни школьников. На короткое время им показывали группы синих и желтых точек на экране компьютера, и дети должны были быстро указывать, в какой из двух групп точек больше.
Оказалось, что если число точек было, например, 10 и 25, то все школьники отвечали правильно, но если разница в количестве точек уменьшалась, то некоторые дети испытывали трудности при выполнении теста. Самое удивительное, что дети, способные правильно оценивать близкие количества точек, были успешны в обучении математике в школе с самого раннего возраста.

Почему же именно понимание и "чувство" количества влияют на математические способности? Давайте вспомним, как считаем мы, взрослые: мы оперируем цифрами. Что Вы представите себе при слове "семь"? Правильно, цифру "7". А ведь "7" - это всего лишь символ, принятое обозначение реального количества, например семи яблок. Оперируя символами, нам приходится сначала запоминать, что обозначает каждая цифра и заучивать, зазубривать все математические процессы (помните: "шестью шесть - тридцать шесть"?).
Маленькому ребенку гораздо проще, пользуясь врожденным чувством числа и не зная символов-цифр, представить себе реальное количество предметов, видеть и почти мгновенно определить фактическое количество предметов. Такое умение позволяет необыкновенно легко научиться считать в уме, не зазубривая, а понимая математику.

Гораздо интереснее и важнее оказались результаты следующих исследований ученых: у маленького ребенка можно развивать так называемое "чувство числа"!

Исследователи провели тест, в ходе которого обучали детей различать числа с помощью картинок, на которых были изображены медведи. Особенность эксперимента заключалась в том, что, показывая картинку, вместо "Это три медведя" детям говорили "Это медведи, на картинке их три". Благодаря такому методу обучения ученики сразу понимали, что речь идет о множествах, составленных из одинаковых элементов, количество которых может быть разным. В итоге ученым удалось оказать влияние на "чувство числа" детей. Пройдя короткий курс обучения, дети смогли лучше различать количество элементов во множестве. По мнению ученых, результаты эксперимента являются доказательством того, что "чувство числа" можно развивать с помощью нацеленных тренировок.

Такие тренировки можно проводить в простой и веселой игре по изучению количеств и их взаимодействий. Важно учить ребенка не тому, "где какая цифра" и какая цифра идет дальше, а формировать количественные представления. Делается это очень просто: в момент, когда ребенок слышит название числа (предположим, три), он должен видеть три объекта, а не один в виде цифры "3"! Три - это три яблока, мяча, карандаша или просто три красных точки. А цифра "3" - это абстрактный знак. Но ребенок до пяти, и уж тем более – до трех лет, не обладает еще абстрактным мышлением. Его мышление – конкретно-действенное. И поэтому крайне важно на первых этапах формирования математических представлений уделять основное внимание именно количеству предметов и количественному счету, а не последовательному. Только потом, после того, как будут сформированы количественные представления, можно будет (за один день!) дать ребёнку графическое обозначение количества - знаки, которые обозначают числа - цифры. Образ цифры будет автоматически ассоциативно связываться с образом количества - так зарождается безошибочное "чувство числа".

В тренировке этого умения с самого рождения может помочь комплект "Математика с пелёнок", в нем Вы найдете карточки с количествами от 0 до 100. И чем раньше Вы начнете занятия с малышом по математике, тем выше будут Ваши результаты!

Изучайте количества, играйте с карточками с красными точками, считайте не только в пределах десятка, но и в сотне, и Вашему малышу не составит никакого труда научиться считать в уме!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Марина Андреева-Доглядная

пишу про свой личный опыт.
не знаю, как насчет сотни, но то,что ребенок реально в возрасте до 2-х лет может освоить счет до 10,30 и т.п. - факт.