Как совмещать комплекты?

Как совмещать комплекты?

Автор: Татьяна Гаврилова, педагог, ведущий специалист по раннему развитию.

Уверена, что все родители хотели бы дать своему ребёнку всестороннее развитие, познакомить со всеми гранями такого разнообразного мира.

Действительно, гармоничное развитие даёт ребёнку неограниченные возможности выбора, воспитывает самостоятельную, уверенную в себе личность. В какую игру будем играть? Куда пойти учиться? Кем стать? Только обладающий всесторонними знаниями может сделать правильный выбор для своего счастливого и успешного будущего.

С другой стороны, многих мам волнует вопрос – как заниматься с маленьким ребёнком большим количеством материала? Не перегрузят ли малыша занятия?

Все дети с момента своего рождения обладают огромным познавательным голодом. Попав в этот мир, они стремятся узнать про него как можно больше. Жажда познания нового заложена у ребёнка с рождения. Это их, буквально, физиологическая потребность. В наших силах дать малышу как можно больше в этот эффективный для познания период. Кроме того, в раннем детстве, в период интенсивного физического роста мозга происходит формирование многих его функций, которые, если не будут развиты в свое время, никогда в дальнейшем не сформируются.

Обучая малыша именно в этот благоприятный период, Вы даете ему возможность легко и с удовольствием узнать много нового, развиваете его способности и интеллект. Огромный толчок в развитии получают память, внимание, мышление. Привыкая с раннего возраста к познанию нового, ребёнок на всю жизнь сохраняет интерес, жажду новых знаний. Такие дети с огромным удовольствием учатся в школе, университете. Они лидеры в классе среди других детей. Очень общительны и позитивны. Цель раннего развития – воспитание не гения, а гармоничной личности!
Именно поэтому комплексные занятия очень эффективны в раннем развитии ребёнка.

Для того, чтобы занятия были интересными и необременительными ни для мамы, ни для малыша, нужно соблюдать в занятиях простые, но важные принципы:

1. Принцип подвижности/физической активности.
Используйте карточки в активных играх малыша: прыгайте по ним, словно по кочкам на болоте, «летайте» над карточками, выкладывайте на пути ползущего малыша.

2. Принцип «карусели»: высокая скорость чередования занятий.
Устройте дома тематическую «карусель»: в разных частях комнаты разложите карточки из всех комплектов, по которым Вы занимаетесь. Взяв малыша на руки, весело переходите из одной тематической зоны в другую. За 5 минут можно провести 10-12 микроуроков (комплекты могут повторяться).

3. Принцип игры.
Игра – самое любимое и интересное занятие для каждого ребёнка. Включайте карточки в ваши игры, тогда занятия будут ещё эффективнее! Играть должны и мама, и малыш!

4.Принцип активной позиции.
Малыш активно принимает участие в играх-занятиях: сам или с помощью мамы ищет и находит спрятанные карточки, катает карточки на машинке, показывает их любимой игрушке. Самостоятельно развивается у ребёнка уже после полутора лет, и такие занятия наверняка придутся ему по вкусу.

5. Принцип самостоятельности (от 1-1,5 лет).
Ребёнок может сам задать игру. Например, предложить написать маме предложение для него. Поощряйте и активно включайтесь в такие игры.

6. Принцип удобства.
Занятия должны быть удобны и для мамы, и для малыша. Ориентируйтесь на реакцию малыша на занятия и изменяйте количество карточек и комплектов, подстраиваясь под внимание ребёнка.

7. Принцип постепенного ввода новых комплектов.
Для детей до двух лет каждый новый комплект лучше вводить примерно через две недели после предыдущего. После двух - несколько комплектов можно ввести одновременно в коротких уроках.

Главный критерий построения занятий – интерес, индивидуальные особенности Вашего ребёнка! Малыш – ведущий, Вы – ведомый! Останавливайтесь раньше, чем этого захочет сам малыш. Выстраивайте занятия в соответствии с его желаниями и потребностями!
Суть комплексных занятий: эффективные, интересные, удобные для мамы и для малыша занятия-игры!

Итак, давайте подробнее рассмотрим варианты совмещения комплектов.

Один из самых эффективных способов – комплексные занятия по блокам. Блок – самый эффективный способ занятий, так как в него включаются все комплекты, по которым проходят занятия. Чтобы было интереснее и эффективнее!

Есть несколько вариантов комбинирования комплектов:
• Все комплекты объединить в один большой блок.
• Разбить показ комплектов по дням. Например: три дня – «Чтение с пелёнок» и «Математика с пелёнок», три дня – «100 цветов» и «Мир на ладошке», три дня – «Английский с пелёнок».
• Оставить базовые комплекты («Чтение с пелёнок» и «Математика с пелёнок») на каждый день, остальные чередовать по дням.
Соблюдайте в занятиях основные принципы, которые мы уже рассмотрели, и тогда обучение будет интересным и эффективным.

Еще один вариант, дающий большой простор для творчества мамы – тематические занятия. Это прекрасный вариант сделать ваши занятия увлекательными, творческими. Ведь то, что интересно, усваивается лучше!
Тема, выбранная для Вашего занятия может определять и тематику карточек и, конечно, форму их показа.
В само занятие входят все комплекты, по которым Вы занимаетесь, карточки которых подобраны в соответствии с темой занятия. Безусловно, можно и нужно включать в Ваши занятия и другие материалы – песни, мультфильмы, подвижные игры, творческие занятия с красками, пластилином.
Можно устроить один тематический день, а можно и целую неделю! Например, посвятите неделю изучению весны. Что происходит каждый месяц? Каким цветом май, а каким – апрель? Показывайте карточки со словами, рисуйте, читайте книги о весне.
Более узким темам можно посвятить один день. Разнообразие тем, конечно, не поддается счёту.

Приведу пример тематического дня на тему «Животные».
В гости к ребёнку пришел Лев (кукла-сказочник из комплекта «Воля»). Он хочет познакомит малыша со своими друзьями-животными.
• Включите диск «Говорим с пелёнок» и посмотрите урок «Каким бывает зверь» из раздела «Словосочетания».
• Поиграйте с малышом в считалку «Мы делили апельсин», покажите книжку-листалку с этим стихотворением.
• Возьмите настоящий или игрушечный апельсин (с дольками), разделите его на дольки и изучите геометрические фигуры: шар, сегмент шара. Решайте простейшие математические задачки с дольками.
• Познакомьте малыша с лучшим другом Лёвы – жирафом, взяв карточку из комплекта «Мир на ладошке», расскажите, как он питается и где живёт.
• Посчитайте пятнышки на спине жирафа.
• Расскажите историю, в которой однажды у жирафа пропали пятнышки на спине. Помогите ему, приклеив пятнышки из цветной бумаги на заготовку из комплекта «Мои первые шедевры. Жираф и пятнышки».
• Выберите из комплекта «Чтение с пелёнок» , «Суперкарточки» все карточки с названиями животных. Предложите малышу выбрать животных, живущих в зоопарке, прочитывая слова.
• Отделите от карточек слово «лиса» и предложите малышу прочитать целую книжку про нее: «Рыжую книжку» из серии «Книжная разминка. Оранжевый выпуск».
• Предложите нарисовать лес, в котором живет лиса при помощи салфеток. За образец возьмите картину Исаака Левитана из комплекта «100 шедевров».
• На ночь расскажите малышу сказку «Храбрый зайчонок» из комплекта «Воля».

Как видите, комплексные занятия можно сделать простыми и увлекательными! Чем разнообразнее и интенсивнее Ваши занятия, тем больше удовольствия они будут приносить Вам и малышу!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Алёна
# Алёна   19.05.2012 10:30

Спасибо Вам, Ирина! Такие статьи всегда помогают придумать что-нибудь новенькое Smile

Пользователь Лена_Маргарита
# Лена_Маргарита   19.05.2012 23:08

а с какого возраста можно начинать проводить с малышом тематические занятия?

Пользователь Наталья Ушакова
# Наталья Ушакова   22.05.2012 15:15

Лена, первые тематические занятия можно проводить уже с 8-9 мес.Smile))

Пользователь Анна Локманова
# Анна Локманова   17.08.2012 23:30

Очень полезная статья! Но, видимо, к такому занятию нужно готовиться заранее, составить план занятий, чтобы ничего не упустить.

Пользователь Олеся Пашаева
# Олеся Пашаева   21.10.2012 22:38

Спасибо за статью, очень полезная. Сейчас совмещаем чтение с "миром на ладошке" из первого выпуска! Действует! Моему малышу интересно искать карточки со словами, после того как я ему покажу картинку и озвучу ее.

Пользователь Даша (мама Умняши )
# Даша (мама Умняши )   05.02.2014 23:03

Спасибо Bravo!