Какие у нас успехи? Оцениваем результаты без проверок

Какие у нас успехи? Оцениваем результаты без проверок

Автор: Мария Логоватовская, педагог, специалист по раннему развитию, мама двух сыновей.
Нужно ли проверять знания ребенка? И как правильно это делать? Помните такую пословицу: «Доверяй, но проверяй»? Так вот, в случае с малышами она совсем не работает. Согласитесь, что экзамены, тесты и проверки неприятны даже взрослым, что уж тут говорить о наших непоседливых карапузах. Глен Доман, специалист по детской психологии, а также главный вдохновитель компании «Умница», настоятельно рекомендует всем родителям удержаться от жестких и строгих проверок. Все потому, что обычное, на наш взгляд, тестирование знаний ребенка может вызывать такие неприятные моменты:
- малыш в любом случае почувствует факт недоверия со стороны родителей;
- неправильный ответ может вызвать у крохи сомнение в своих силах;
- проверка всегда провоцирует протест. Как результат – испорченное настроение карапуза;
- если материал тестирования очень легкий, то ребенок, скорее всего, заскучает и потеряет интерес.
Согласитесь, что обычное удовлетворение маминого любопытства не стоит того, чтобы переживать эти неприятности. И поэтому мы предлагаем перефразировать поговорку так: «Если доверяешь – не проверяй».
Как же тогда понять, усваивает ли кроха информацию? Все просто! Вместо проверок мы воспользуемся специальным методом выявления способностей. И у него есть свои правила:
- нельзя устраивать проверки до тех пор, пока малышу не исполнится девять месяцев;
- способности выявляем в виде задорной и веселой игры;
- хвалить умников и умниц нужно даже за неправильный ответ после исправления ошибки, ведь малыш так старался!
- не используем какие-либо оценки или поощрения;
- всегда помним о хорошем настроении карапуза;
- если ваш маленький Эйнштейн не хочет открывать свой уровень знаний – не настаиваем.
Столько строгих правил! Как же тогда можно понять уровень знаний ребенка?На самом деле, выявить способности крохи совсем не сложно.
Давайте рассмотрим пять примеров, как захватывающая игра поможет вам оценить глубину освоенного материала.
Веселые кочки-шажочки. Это упражнение подойдет для комплекта «Чтение с пеленок» от ТМ «Умница». Разложите по комнате 6-8 карточек с разными словами. И предложите малышу шагать по тем картинкам, которые вы озвучиваете. Если ребенок уже произносит свои первые слова, можно построить игру так: маленький всезнайка наступает на карточку и говорит, что на ней напечатано.
Кто в домике живет? «Nock, nock, nock! Who lives in this house?» Вы уже догадались, что в этой игре мы «прощупываем» знания комплекта «Английский с пеленок от Умницы». Правила игры простые: по комнате в беспорядке разбросайте десять разных карточек с изображениями животных, но «лицом» вниз. Теперь устройте с малышом веселый марафон вокруг и между картинок. По команде «Стоп!» карапуз останавливается возле случайной карточки, и вы предлагаете ему постучать по ней, приговаривая эту фразу: «Who lives in this house?». После того, как малыш по ней постучал, вы переворачиваете карточку и удивленно спрашиваете: «Who is this?». Дети очень любят эту игру и с удовольствием отвечают на вопросы взрослых.
Поиграем в исправлялки. Этот способ подойдет для любимого детьми набора «Книжки-Листалки». Почти невозможно найти малыша, который был бы равнодушен к историям, оживающим на страницах книги. Как же понять, умеет ли ребенок читать эти книжки? Успевает ли он следить за динамичным рассказом? Мама-эксперт из клуба «Умницы» предложила такой вариант: заведомо читать малышу неправильные слова и следить за его реакцией. Например, фразу: «Жил-был пес» прочитать так: «Жил-был поросенок». Карапузы очень любят исправлять «непонятливую» маму, со смехом объясняя, что там написано «пес», а не «поросенок».
Мамины помощники. Дети во всем мире обожают помогать мамам и папам по дому. Крохи с недетской сосредоточенностью моют полы, пылесосят и участвуют в приготовлении обеда. Используйте это для того, чтобы выяснить, насколько карапуз усвоил материал из популярного комплекта «Весь мир на ладошке». Как это сделать: разбросайте по комнате два вида карточек, например, с животными и цветами. Поставьте две коробочки, и попросите малыша собрать животных в одну «емкость», а цветы в другую.
Что пропало? Эта игра действует на любого ребенка магнетически. Положите перед собой две (чуть позже три, четыре) карточки из развивающей программы «100 цветов». И расскажите крохе такую сказку: жили-были три цвета, красный, желтый и зеленый. И однажды к ним прилетело облачко (пеленка или платок). Облачко опустилось и унесло с собой один цвет (в этот момент накрывайте пеленкой карточки). Малыш, скажи, какого цвета здесь не хватает?
Видите, как просто, а главное мягко, можно выяснить способности ребенка. И если вы хотите оценить уровень знаний малыша, чтобы перейти на следующую ступень обучения, то пользуйтесь этими подсказками.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Яна
# Яна    17.07.2013 13:16

Здорово! Спасибо за идеи

Пользователь Ольга К
# Ольга К   17.07.2013 13:22

Спасибо! Жаль, что все эти проверялки больше подходят для говорящих малышей Smile

Пользователь Юлия Задорожная
# Юлия Задорожная   17.07.2013 13:43

да да я тоже подумала об этом)))т.е. до 2-х лет вообще получается не проверять?

Пользователь Ольга Шушлебина
# Ольга Шушлебина   17.07.2013 23:18

Я с Вами тоже согласна, что это подходит для деток постарше! Моя доченька так и не хочет проверяться ни в какую, ей уже 1,5 м. Занимаемся всем уже 8 месяцев и не показывает ничего! Одна мамочка написала, что моя дочка не усвоила всё что я ей показываю на протяжении всего времени. Я всегда с хорошим настроением, каждый раз пытаюсь по новому, но никак не в игре не показывает, ни в случае когда я потеряла карточку и чтоб помогла мне её найти. Руки опустились((( А тут вообще перестала заниматься, всё ей не так. Может у нас нервный кризис?! Ничего не хочет, постоянно недовольная она(((

Пользователь Ольга К
# Ольга К   18.07.2013 00:00

Ольга, не отчаивайтесь! Такие кризисы бывают у всех Smile . Надо сделать на недельку перерыв. Хотя, я не решилась делать перерыв (уж очень не хочется сбивать режим занятий), а просто неделю показывала все материалы в электронном виде. Смотрел малыш замечательно! Сейчас перейдем опять на бумажные карточки Smile ... А по поводу того, что дочка ничего не усвоила - быть такого не может! У нас поначалу были проверки с хорошей результативностью (80-100%), просто малышу они стали неинтересны, вот и все.

Пользователь Ольга Шушлебина
# Ольга Шушлебина   18.07.2013 08:33

Спасибо за ответ и поддержку!

Пользователь Наталия Миляник
# Наталия Миляник   18.07.2013 12:54

Я тоже считаю, что малыш не может не усвоить материал. Возможно усвоит не весь - тут по принципу - чем больше покажешь, тем больше усвоит))) Подождите - дочка сама "выдаст" в самый неожиданный момент всё, что знает.
Я вот тоже не могу понять, умеет ли ребенок читать и решать примеры. Количества показывает практически безошибочно, а ответы на примеры - не хочет. Слова нужные тоже показывает, но вот чтение это или фотографическая память - пока понять не могу. Единственное бесспорно- ребенок обожает книги, при чем как листалки, так и обычные картонные - этого уже не отнять Smile))