Комплексное развитие ребёнка

Давайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что некоторые методики их разочаруют:
- Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?
Или:
- Ну вот еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом (инженером, ученым, экономистом).
Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.
Комплексное развитие ̶ это комплекс чего?
Прежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.
Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.
И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.
Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.
Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.
Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы
Папы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, обращают свое внимание на разные методики - Монтессори, Вальдорфскую педагогику, идеи Масару Ибука, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. В последнее время набирает обороты раннее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то налицо!
Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!
Монтессори делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.
Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.
Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?
Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решений головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики - недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.
Н. А. Зайцев ̶ пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.
Вот и получается, что самый лучший вариант ̶ мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.
Плюсы комплексного развития
Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?
- Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.
С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.
- Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.
Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.
- Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.
Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.
- Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.
Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша ̶ познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.
Организовать комплексное развитие ребенка ̶ просто?
С одной стороны ̶ да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:
- доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
- подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
- готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.
Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.
Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.
Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом, кто не способен выполнять требования методики, кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.
Есть ли идеальные комплексы раннего развития детей?
Идеально то, что подходит конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».
«Программа Развития Интеллекта» по данной методике ̶ единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.
- Обучение чтению и развитие речи - есть.
- Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия) - есть.
- Обучение английскому языку - есть.
- Развитие творчества, художественного вкуса - есть.
- Физическое развитие - есть.
А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.
Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей, важно - не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Комментарии
А разве в программе Маниченко есть развитие физических возможностей? Можно ссылку? У Домана эта часть очень-очень важна, он отлично поясняет связь физического развития с интеллектуальным.
К физическому развитию можно отнести занятия по комплекту "Говорим с пеленок", когда во время потешек малышу делают массажики, пальчиковую гимнастику и другие упражнения, а также все активные формы проведения занятий и по другим комплектам.
Хм... Ну, у Домана-то под физическим развитием понимаются суровые комплексы упражнений, мало схожие с мамской пестушечной гимнастикой. Мне думается, что всё-таки пестушки не стоит заявлять как физическое развитие. Тогда занятия по математике можно объявить развитием речи.
Согласна с предыдущими комментаторами, физическое развитие действительно не присутствует в должной мере, но ведь никто не мешает родителям в перерывах между занятиями делать физическую разминку, а по утрам зарядку.
А есть ли у нас в России какая либо готовая программа, подобная программам от Умницы, для развития музыкальных способностей малышей с рождения?
Татьяна, пришлите мне письмо на a.v.tochilova@mail.ru вышлю Вам интересное предложение
Включить бы комплект по физическому развитию и вообще отлично было бы..так сама изошряюсь,но все равно маловато получается....я безума от Умницы,она открыла мне дверь в мир,где я научилась заниматься- играя с ребенком,получать удовольствие от этого и не тратить уйму времени на подготовкку-для начинающих это огромный приогромный плюс!Материал чудесно продуман и прекрасного качества,в остальных методиках приходиться самой все искать (материал на каждый день)...сейчас,занимаясь уже год это конечно не проблема,а раньше казалось катастрофой!Сейчас подключили уже Логоритмику,Мантессори,Шичиду,Итонику и многое другое..Главное гармония во всем и ориентироваться на СВОЕГО ребенка,что подходит одним,не всегда подойдет другим
Я считаю что программа от умницы идеальна, а физическое развитие лучше доверить специалистам, например массаж детям до года, он просто необходим. А после года можно делать любую утреннюю зарядку под веселую музыку, вот вам и физическое развитие, и музыкальное. А с четырех лет любая спортивная секция!
Мы например ходили в бассейн длягпудничков , тем самым развивали физически ) но из -за аллергии прекратили занятия ((
Я сама делаю массаж, видела и запоминала как делал это профессионал. Помимо гимнастики делаю массаж мячиком с пупырышками по ладошкам и ступням, плюс занятия на фиболе- тренируем вестибулярный аппарат. Во время занятия на фиболе карточки смотрим. Хорошо идёт.
Ого ! Здорово как ) нужно тоже так попробовать ) мячик в нас есть , мы с помощью его от коликов тзбавлялись ) насчёт мячика с пупырышками огромное спасибо !!!!! Нудно приобрести , в каком магазине не подскажите ? Очень здорово ) спасибо за подсказку )
Фибол и игольчатый мяч брали в магазине спорт товаров. Удачи вам!