Раннее развитие в Японии

Раннее развитие в Японии

Автор: Елена Кулиш, педагог, психолог, специалист по разработке компании "Умница"
Подбирая информацию к текстам про традиционные японские костюмы, я заходила на многие блоги и форумы и часто читала высказывания авторов, которые бывали в Японии, что дети там просто замечательные, смышлёные и воспитанные. Мне стало интересно, почему? Многие из вас могли слышать, что в Японии маленьким детям можно всё. К детям до 5-6 лет относятся по-королевски: им ничего не запрещают. Казалось бы, такая вседозволенность должна была испортить им характер. Но дети вырастают послушными и воспитанными.
Как мы знаем, всё закладывается в раннем детстве. Отношения в семье играют ключевую роль в восприятии ребёнком окружающего мира. В японской семье ребёнок – центр брака, он долгожданный и любимый. В Японии мамы стараются проводить с маленькими детьми всё время. Используя слинги или рюкзачки, мамы носят детей с собой повсюду: когда занимаются домом, идут в магазин, в гости или даже в парикмахерскую. На выходных вся семья выбирается в парк, и уже папа носит малыша на руках. Таким образом, японские малыши с самого рождения получают огромный поток внешней информации. Их мозг постоянно узнаёт что-то новое, сенсорные анализаторы всё время активны, и это, несомненно, оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом.
Японки не только постоянно берут своих малышей с собой, также они постоянно общаются с детьми!
Японцы очень много разговаривают с детьми с самого рождения, рассказывая об окружающем мире. Через пару месяцев, малыш уже ориентируется в интонации, понимает значение жестов. Считается, что японские дети начинают говорить раньше, чем ходить! Общение часто сопровождается взаимодействием, когда мамы не просто наблюдают за детьми и находятся рядом, но сами принимают непосредственное участие в детских играх (являются их инициаторами, организаторами и участницами:)). Такое поведение мамы удовлетворяет базовые потребности ребёнка в общении и внимании, формирует у ребёнка доверие к миру.
Японцы большое внимание уделяют не столько обучению, сколько воспитанию. С самого раннего возраста малышу прививают определённые правила и нормы, учат его соблюдать ритуалы. Родители никогда не повышают голос на малыша, не прибегают к телесным наказаниям. Ребёнку показывают (даже можно сказать «дают понять»), что его поведение расстраивает родителей (чаще всего маму, так как именно она проводит с ним много времени) и стараются объяснить, почему так происходит.
В Японии не принято рано отдавать детей в садик. Считается, что до трёх лет воспитанием и обучением малыша должна заниматься мама. Поэтому многие мамы сидят дома или работают полдня. Попадая в детский сад, ребёнок учится вести себя в группе. Главная задача садика – научить ребёнка быть частью группы, развить его коммуникативные навыки. И в семье, и в детском саду ребёнка учат манерам и вежливому отношению к другим людям; объясняют, что нарушать правила нельзя, иначе от тебя могут отвернуться. В садиках не проводят соревнований между детьми (только между группами), не выделяют лучших и худших. Детей и воспитателей в группах меняют каждые полгода. Это способствует социализации ребёнка, учит «находить язык» в разных коллективах.
Вообще, коллектив в Японии играет огромную роль. И коллективное превалирует над личным. Даже маленький ребёнок, совершая что-то, должен подумать в первую очередь о своих родных или «коллегах» по садику, а только потом о себе. Благодаря этому японцы с детства стремятся к взаимному уважению и поддержанию хороших отношений в коллективе. Учитывая тесную связь матери и ребёнка в Японии до трёх–пяти лет, главный принцип раннего развития Масару Ибуки «после трёх уже поздно» становится неоспоримым. Именно в этом возрасте, когда мамы столько времени уделяют малышам, у них есть эта уникальная возможность не просто воспитывать своих детей, а развивать в них творческую и гармоничную личность. В своё время книга в Японии произвела практически революцию в сознании многих родителей. Сильный уклон в сторону «группового мышления» приводил к потере индивидуальности, к стремлению быть как все и не думать самостоятельно. Методика Масару Ибуки, наоборот, показывала, что, давая малышу столько любви, внимания и заботы, можно вырастить личность, умеющую мыслить творчески.
Японцы удивительно сочетают верность традициям и любовь к инновациям. Это характерно и для обучения детей. Японские родители, как и мы, стремятся дать своим детям самое лучшее, вырастить их образованными, эрудированными, творческими и воспитанными. Симбиоз традиционного подхода в воспитании (где основной акцент делается на уважении и вежливости) и методов раннего развития вполне может помочь добиться такой желанной цели.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Марина Андреева-Доглядная

Да, мне бы японского терпения... Всё таки много зависит от менталитета, наследственного опыта и прочего. Но с другой стороны... нет ничего невозможного: многие же мамы поменяли систему воспитания! Будем работать над собой!

Пользователь Арина Быкова
# Арина Быкова   07.06.2013 08:56

Очень интересная статья! Полезно почерпнуть чужой опыт в воспитании детей, опыт продвинутых стран, на чем зиждиться их успех и постоянное развитие,что составляет основу их общества, в чем ценности. Будет здорово узнать и про другие страны!

На Руси тоже была своя богатейшая культура и естественно свои традиции пестования, которые передавались из поколения в поколение. Многое утеряно. Я думаю, что нам, русским, было бы так же полезно сочетать и "верность традициям и любовь к инновациям"

Пользователь Анна Vostro
# Анна Vostro   25.07.2013 20:41

Присоединяюсь к словам Арины на 100%!!!
Очень полезная статья, спасибо!

Пользователь Лена Егоркина
# Лена Егоркина   07.06.2013 11:49

К детям до 5-6 лет относятся по-королевски: им ничего не запрещают.
кРУТО. заходит мама с ребенком в супермаркет , где очень много интересного для малыша и малыш начинает что - то брать, а оно ломается или бьется. за это, интересно, кто платит? а бить других деитей им тоже не запрещают? что то я этот момент не поняла. а мне кажется дело не в воспитании , а у каждой национальности свой характер. я могу воспитывать ребенка так же, а у меня ничего не выйдет, вернее выйдет, но это будет все равно русский ребенок и воспринимать он будет мир иначе чем японский.
Очень мне завидно, что у них традиции сохраняются из поколения в поколении. Очень важно воспитывать заботу о других и умении жить с другими людьми.))

Пользователь Марина Андреева-Доглядная
Цитата:
Очень мне завидно, что у них традиции сохраняются из поколения в поколении.

- да, культуру сохраняют. Мы многое растеряли (((

Пользователь Наталия Миляник
# Наталия Миляник   13.06.2013 21:37
Лена Егоркина пишет: [посмотреть сообщение]
К детям до 5-6 лет относятся по-королевски: им ничего не запрещают.
кРУТО. заходит мама с ребенком в супермаркет , где очень много интересного для малыша и малыш начинает что - то брать, а оно ломается или бьется. за это, интересно, кто платит? а бить других деитей им тоже не запрещают? что то я этот момент не поняла. а мне кажется дело не в воспитании , а у каждой национальности свой характер. я могу воспитывать ребенка так же, а у меня ничего не выйдет, вернее выйдет, но это будет все равно русский ребенок и воспринимать он будет мир иначе чем японский.

На самом деле, очень многое зависит от воспитания. У японцев детям не всё дозволено в нашем понимании - им ясно дается понять, что можно, а что "маму расстраивает". И российского ребенка, и любого другого, можно научить не делать того, что неприемлемо, нужно только создавать соответствующую среду, а не пытаться ребенка поместить во взрослый мир. Другой вопрос, что нам сложно это сделать, т.к. сами мы постоянно видим именно то, что делаем Smile

Пользователь Elena G
# Elena G   20.06.2013 20:53
Цитата:
заходит мама с ребенком в супермаркет , где очень много интересного для малыша и малыш начинает что - то брать, а оно ломается или бьется. за это, интересно, кто платит?

Естественно, кто сломал, тот и платит.
На самом деле, если с ребенком ходить в супермаркет с раннего возраста, то интерес что-то хватать и тем более ломать очень быстро угасает...
Я хожу с дочкой в супермаркет с 1,5 лет (мы за границей и ребенка не с кем просто оставить), так в большинстве времени ей просто не интересно выходить из коляски, а если что-то просит подержать - даю не бьющееся. Кроме того, всегда даю возможность что-то выбрать самой среди того, что нам нужно (сок яблочный или виноградный, фломастеры такие или другие и т.п.), чтобы у нее было ощущение участия. Да и вообще - ребенок с раннего детства приучен игрушки не ломать, книжки не рвать, карточки "Умница" не мять, поэтому и в магазине нет с ней проблем.
Кстати, несколько раз видела в супермаркете представителей восточных национальностей - японцев, китайцев - которые просто выпускают детей и говорят им не отходить от мамы, и их дети спокойно смотрят вещи, некоторые малыши сами пытаются мерить обувь, складывать что-то в корзину, помогая маме. Мама потом уважительно объясняет, что эти вещи нам сегодня не нужны по этим или тем причинам, а вот это возьмем для того и потому, и спокойно идут на кассу. Конечно, дети - не роботы, иногда они начинают капризничать и даже кричать, что купить это надо, но на них в этом случае никто не орет, просто терпеливо повторяют снова и снова, что эта вещь останется здесь, и в след. раз возможно будет с ней еще раз поиграть.

Пользователь Nina, мама Настюши
# Nina, мама Настюши   12.06.2013 01:02

А еще у восточных детей и родителей потрясающее отношение к учителям! Учитель для них - с большой буквы, Гуру! Уважение и любовь ученика к учителю, послушание ученика - залог успеха в обучении. А у нас из учителей делают обслугу! Уже в правовых образовательных документах фигурирует словосочетание "образовательная услуга" !!!

Пользователь Оксана Карпова
# Оксана Карпова   15.06.2013 22:17

Масса статей написана на тему того, как здорово живется детям в Японии до 5 лет. И никто не пишет о том, что происходит с ними после 5 лет... А их жизнь меняется радикально! Их начинают очень жестко ограничивать и если они делают что-то не так, их не бьют, их игнорируют, что страшнее...и т.д.
Напишите об этом!

Пользователь Мама Данилы
# Мама Данилы   16.06.2013 01:41
Цитата:
Родители никогда не повышают голос на малыша, не прибегают к телесным наказаниям. Ребёнку показывают (даже можно сказать «дают понять»), что его поведение расстраивает родителей (чаще всего маму, так как именно она проводит с ним много времени) и стараются объяснить, почему так происходит.

Особенно это актуально для ребенка 1-1,5 лет. Попробовала дать понять своему Годовасику, что "меня очень расстраивает", когда он кусается и дерется, но что-то японская тактика в этом отношении не сильно срабатывает...
Видимо, их послушание и согласие с определёнными правилами и нормами японского общества с материнским молоком усваивается.

Пользователь Наталия Миляник
# Наталия Миляник   20.06.2013 21:36

[nick]Мама Данилы[/nick] это не японцы, это опять же воспитание и темперамент ребенка. Почитайте Сирсов - у них много по этому поводу написано, а они, вроде, не японцы Smile) - в основном, основа воспитания на любви и понимании своего ребенка, думаю, если Вы здесь, значит, и то и другое у Вас есть, просто нужно немного лучше присмотреться к своему малышу и сделать поправку на возраст - 1-1,5 - достаточно тяжелый период для ребенка.

Пользователь Регина Мамлиева
# Регина Мамлиева   22.06.2013 20:12

Мне думается, что в Японии сама среда дружелюбна к этому, а у нас в России - бомжи, ругающиеся матом дети в песочницах, их матери, которые пьют пиво и курят на глазах у детишек, да много чего есть... Или вон бабки в магазине чего стоят, которые начинают "дай я тебя такую капризную от мамы заберу, а то зачем ты такая маме нужна"... В России нужно потрудиться побольше, чтобы это реализовать.

Пользователь Марина
# Марина   11.11.2013 12:06

А я читала, что в Японии до 5 лет ребенок - король, потом до 12 слуга, и потом друг.

Пользователь Антонова Ксения
# Антонова Ксения   16.01.2014 20:21

Наивная какая-то статья. Все воспитывают своих детей по-разному, во всем мире, нет никаких стереотипов. Поработав в японской корпорации и посмотрев на взрослых, я поняла, что ни о каких традициях, раннем развитии и взаимном уважении в социуме речи не идет. Есть жесткая иерархия и субординация, от которой получаются зажатые и несчастливые люди. Колоссальное количество японцев работают за границей и своих детей не видят месяцами. Мамы сидят дома с детьми, потому что садиков очень мало. Раннее развитие для свободного общества, а Япония слишком ограниченная социальными правилами нация.

Пользователь Елена Коновалова
# Елена Коновалова   11.02.2014 17:51

Книжку скачала, буду читать! Спасибо за статью!