Контракт с самим собой

Я решил изменить этот пост. Раньше он был посвящен описанию моего быта, жене, теще и тем, проблемам, с которыми сталкивались и сталкиваемся в попытках найти общий подход в воспитании и развитии ребенка. Я писал на эмоциях из-за того, что мне было печально смотреть, как болеет и переживает жена. Я писал о трудностях поиска общего языка с бабушкой, которая усиленно пытается сделать занятия жены с ребенком максимально неэффективными. Наверное, я впервые столкнулся с таким воинственным взглядом на педагогику раннего развития. Но эмоции проходят. Поэтому я решил переписать свой пост. Я оставлю несколько ключевых моментов, но все же постараюсь сделать уклон в сторону моего собственного видения развития детских способностей.
Я – преподаватель. Свою карьеру начинал в школе. Преподавал математику. Затем на пару с другом увлекся наукой, сменил квалификацию, получил степень и теперь читаю лекцию по физике студентам и аспирантам. В период работы в школе я увлекся темой детской одаренности. Особенно меня тогда интересовала математическая и лидерская одаренности. Я прочитал много монографий по данным темам, которые порою содержали противоречивые точки зрения. От этого мой пыл остыл, но, даже став преподавателем высшей школы, я не оставлял своего интереса, продолжая читать публикации и беседуя с разными людьми: преподавателями, родителями и студентами, детство которых проходило в «среде раннего развития». Затем я познакомился со своей женой, и мои взгляды на раннее развитие сложились в целую картину. Все мое теоритические убеждения были либо подтверждены, либо развеяны преподавателем-практиком.
det678uy9
Потом появился Кацу. После рождения малыша мы принимали одно из самых важных решений – выбор страны основного проживания. Моя жена написала заявление об увольнении и стала обычной японской домохозяйкой. Весь ее опыт работы с одаренными детьми, успешность учеников на Всероссийских олимпиадах и экзаменах оказались теперь не нужны. Начались проблемы со здоровьем, а затем это передалось и Кацу. Жена вскоре смогла взять себя в руки, и постарались свой профессиональный опыт перенести в новое русло. Она стала заниматься с Кацу.
Мое мнение о занятиях чтением. Сразу после переезда, мы договорились разговаривать между собой в семье исключительно на русском языке. Изучение двух языков способствует развитию когнитивных способностей, а в японской среде русский язык мог потеряться. Перед женой стала проблема выбора и подачи материала. На одном из сетевых форумов она нашла ссылку на «Умницу». Так мы приобрели свой первый комплект "Чтение с пеленок". Свой неотредактированный пост я писал еще в начале пути обучения чтению. Но сейчас я уже вижу определенные результаты. Кацу еще не умеет читать, но он стал активнее включаться в игры. Я считаю, это очень важным, так как раньше у нас были проблемы с мотивацией. Однако, это не сделало нас с женой энтузиастами раннего развития. Мы порой пренебрегаем некоторыми правилами, часто отступаем от задуманного плана занятий. Иногда я беру инициативу на себя и занимаюсь с сыном русским чтением (невзирая на свой акцент). Я получаю огромное удовольствие от этих игр и цель к самосовершенствованию собственного языка. Это – главное.
det678uy10
Мое мнение о занятиях английским языком.
Большинство японских детей начинают изучать иностранные языки в детском саду, если это, конечно, не двуязычная семья (как в нашем случае). Кацу слышит русскую и японскую речь с рождения. Введение еще одного языка было для нас сложным вопросом, но он решился самим собой. В детском саду, куда мы хотим определить Кацу, преподавание английского языка ведется по домановской методике. Поэтому в магазине компании «Умница» мы не стали смотреть комплект «Английский с пеленок». Однако, английский язык в нашу жизнь все-таки вошел в количестве одного часа в неделю. С покупкой набора «Чтение с пеленок» мы получили подарок – пробный урок английского языка. Качество карточек приятно удивило. Пробное занятие оказалось для нас удачным еще и тем, что побудило Кацу убирать за собой листы бумаги и книжки. Но основным толчком для изучения стали игрушки и книжки на английском языке, которые дарились и покупались Кацу. Многие наши друзья выбирали англоязычные вещи, руководствуясь оригинальностью и редкостью выпуска, качеством материала и иллюстраций. В результате материала для занятий оказалось достаточно много и, когда у Кацу появился интерес, то и английский язык вошел в нашу жизнь. Но в малых дозах. И, преимущественно, не по Доману. Все-таки сыну должно быть интересно в детском саду.
det678uy19
Мое мнение о занятиях окружающей средой.
Комплект «Мир на ладошке» - это фантастическая вещь. Еще с детства у меня сохранились открытки на различные темы – подобные издания были очень популярны когда-то. Правда, носили они более сложный характер. Например, рассказывали об особенностях жизни вымирающего вида моллюсков. Мне кажется такие карточки интересны в любом возрасте. «Мир на ладошке» - это возрождение моих детских воспоминаний. Но комплект очень самобытный. Если бы японским компаниям, специализирующимся на детских товарах, предложили составить аналогичный вариант, то он оказался бы совершенно иным. Наши составители выбрали бы другие деревья, музыкальные инструменты и марки машин. Поэтому данный набор - очень русский. И потому ценный. Кацу предстоит изучать окружающий мир иначе. В плане изучения природы в образовательных учреждениях Японии программы составлены, ориентируясь на детей-кинестетиков. Дети проводят много времени в оранжереях, живых уголках, парках, а порой и в обсерватории.
Что еще мне нравится – так это сбалансированное количество карточек в каждом комплекте. Когда карточек по одной теме больше двухсот, то приходится думать о том, что важнее, выбирать. А двадцати четырех карточек вполне достаточно для организации хорошей тематической недели. Единственное, что меня очень сильно смущает – это цена. Все наборы с учетом доставки в Осаку обойдутся в 50000 йен. Очень дорого.
det678uy14
Мое мнение о занятиях математикой. Важно ли уметь считать? Обычно, мы не задумываемся над этим вопросом. Ответ всегда утвердительный. Но является ли счет тем первоочередным математическим знанием, которое должен освоить маленький ребенок? Совсем недавно Кацу не умел считать и почти не издавал звуков. В арсенале было только пару жестов. Кацу часто протягивал руку к предмету и сжимал в кулак. Это означало «дай». А потом в его жизни случились мамины бусы. И жест трансформировался. Мы не сразу это заметили, но Кацу начал тормозить в своих просьбах. И только через некоторое время мы поняли, что он сгибает ладонь столько раз, сколько бус он видит. Нет, он не считал их. К тому времени, мы не занимались с ним счетом. Он переводил глаза от одних бус к другим и загибал ладонь на каждом предмете, давая нам знак, что и этот предмет надо ему дать. А ведь мы могли пропустить этот благоприятный момент для начала математических занятий, а первая логическая ассоциация Кацу осталась без подкрепления.
det678uy15
Скажу сразу, я не сомневаюсь в эффективности комплекта «Математика с пеленок». Методика Гленна Домана была успешно апробирована на занятиях с детьми с поражениями нервной системы. Но я не рискнул покупать этот учебный материал. Почему? Потому что, я считаю этот метод обучения математике крайней мерой, когда очевидно, что ребенком не воспринимаются многие логические закономерности, отсутствует или слабо развито пространственное воображение. Но я вернусь к своему вопросу: «Важно ли уметь считать?» Его стоит переформулировать: «Важно ли запоминать количества?» Дети начинают подмечать различные закономерности с первых дней. Их ритм жизни и распорядок дня (часы сна и питания) дают возможность делать свои детские выводы. Безусловно, счет – важный навык, но не основной.
Теперь о точках. На самом деле, восприятие детьми точек – это очень интересно. И с точки зрения детской психологии, и с точки зрения методики обучения математики. Создатели комплекта дали ему очень правильное описание: «Формирует: пространственное мышление, представление о количествах, числах и операциях с ними, базу для дальнейшего развития логики и аналитических способностей, интерес малыша к математике». Очень правильная последовательность характеристик!
«Пространственное мышление».
Начнем с эксперимента. Вы можете за 15 секунд определить, где больше точек?
45644578977771744898
Я не могу. И на нашей кафедре никто не смог. А если задаться вопросом, сколько точек в каждом квадрате, то совсем караул. Я много слышал от специалистов раннего развития следующих мнений: «Вы не сможете отличить n точек от (n+m) точек, так как это сможет сделать только малыш до 3 лет, у взрослых эта способность восприятия теряется»
Это необоснованное мнение. И только. Я не нашел ни одной обоснованной и достоверной с научной точки зрения публикации, подтверждающей это мнение. Толковых исследований, посвященных способности восприятия количества детьми раннего возраста, не так ужмного. Например, про феномен Пиаже не писал только ленивый. Я предлагал Кацу задачи Пиаже. И то, что я увидел убедило меня, что ребенок может отвлекаться, выделять не тот признак, забыть какой-то факт, но он не может “потерять способность восприятия”. Эта звучит как диагноз к тяжелой патологии. Правильнее дать другое объяснение.
det678uy8
Почти каждая мама сталкивалась с проблемой потери интереса у ребенка к точкам на определенном этапе занятий. Это может быть 10 точек, 20 точек. Но интерес не пропадает на 70 или 80 точках. Почему так происходит? И почему все-таки дети способны отличить 99 точек от ста? Ответ дает формулировка на коробке – «пространственное мышление».
Представьте, вы начинаете занятие с одной точки. Это количество. Ребенок его запоминает. Затем количество точек начинает расти. Он их тоже запоминает. В какой-то момент, быстрый показ повергает ребенка в шок. Точек становится слишком много, чтобы только успеть их запомнить. Ему нужно за несколько секунд совершить интеллектуальный подвиг: перестроить мышление с количеств на пространство. Это равносильно тому, если бы вас за две секунды попросили перевести одно большое число из шестидесятеричной системы счисления в двоичную. Ничего сложного, но для этого вам нужно знать способ выполнения этого действия. И если вы не знаете, то это действие потребует массу усилий и времени.
Очень маленькое количество детей способны пересмотреть все точки без потери интереса. Обычно это те дети, для которых стало вполне естественным использовать пространственное воображение. И это те малыши, которые уже начали тренировать свою память. Например, занимаясь чтением или иностранным языком. Или те малыши, мамы которых уже продолжительное время обучали детей выявлению различных характеристик окружающих предметов. Пусть я утрирую, но большинство детей способны отличать свою маму от множества других женщин, включая мамину сестру-близнеца со схожей одеждой и прической, не при помощи подсчета носов, ртов и пуговиц на блузке, а с помощью логики. Математические знания можно преподносить по-разному. Безусловно, без развития пространственного воображения невозможно изучать стереометрию, топологию. Конечно, можно использовать его и для арифметических тренировок, но для Кацу я выбрал другие правила игры – менее тернистые.
«Представление о количествах, числах, операциях с ними, база для развития логики»
det678uy16
Раньше, когда я читал родительские заметки о детских проблемах изучения математики, то удивлялся подобным комментариям: «Точки у моего малыша не пошли, а вот равенства и примеры на «ура»». Меня мучил вопрос о возможности осознанного выполнения детьми математических операций с числами без понимания их количественного смысла? Теперь я уже не удивляюсь. А еще я охотно верю в это, как и в то, что из Москвы в Осаку можно добраться через Юпитер. Понять и выделить какое-то свойство предмета – это колоссальный труд для ребенка. Малыши воспринимают примеры так, как они воспринимают слова на иностранном языке. Это другая знаковая система. А значит в ней можно найти закономерности. Поэтому если малыш любит играть с мамой в карточки со словами, то и примеры не вызовут отторжения. В случае с чтением, ребенок находит закономерности между символом и произносимым мамой звуком. И рано или поздно начинает применять их на практике даже с незнакомыми словами – начинает читать. Это как раз та самая «база для дальнейшего развития логики и аналитических способностей». Я не филолог, но думаю, что для изучения языков – это хорошо. А для математики? Для математики –это Юпитер. Соотношением звука и символа тут не обойдешься!
Числа более десяти воспринимаются детьми как абстрактные объекты. Смотря на пример (27+43), ребенок не вкладывает в него количественный смысл (сумма 27 яблок и 34 яблок). Он считывает символы. И даже если использовать для счета точки, то знаки сложения, вычитания, умножения, деления и равенства ориентируют ребенка на рассмотрение алгебраической (абстрактной) операции. Чтение слов (т.е. абстрактных объектов) для ребенка привычно, поэтому равенства считываются легко. Однако в этом случае результатом математического действия становится не конкретное число (означающее количество), а абстрактный объект, который ребенок запомнил в ходе обучения. Кроме того, при быстром просмотре понять, какую функцию выполняют знаки сложения, вычитания, умножения и деления – невероятно сложная логическая задача. В итоге, дети учатся математике, но не той, что хотят от них родители. По мне, карточек по чтению для тренировки памяти достаточно. А понять смысл арифметических операций лучше на реальных объектах. Конфеты и кубики считать понятнее, проще и веселее. И если ясен принцип выполнения действий до двадцати, то действия с двузначными, трехзначными, четырехзначными числами – это дело тренировки и уже совершенно другой игры.
«Интерес малыша к математике»
Однажды в Москве мне случайно посчастливилось побывать на семинаре для школьных учителей. Лектор нам рассказала следующую историю. Кода она пришла работать в школу, ей достался класс, в котором сменилось несколько учителей математики. На уроке она восхищенно начала рассказывать детям о красоте геометрии, а в ответ услышала от одного из учеников фразу: «Ваша геометрия – это сушеная вобла»
det678uy17
Вопрос о развитии детской мотивации к изучению математики очень сложный. Но для себя я решил довольно давно: то, что может быть простым и красивым не должно вызывать у детей неприязнь и равнодушие. И вот я читаю: «Ребенок не хочет заниматься карточками, перепробовала песни, танцы, игры. Единственный способ помогает – показывать ребенку карточки перед сном. Он уже вялый и сонный – смотрит, не отвлекаясь». Или вот пример: «Начала просто сажать сына за столик - это лишило его возможности куда-либо убежать - и стала показывать. Дня три он был недовольный, крутился во все стороны и смотрел неохотно, а втянулся и стал смотреть!»
Так и хочется сказать: «Добро пожаловать в мир сушеной воблы!» Математика в дошкольном возрасте должна быть удовольствием, игрой и праздником. Вполне нормально, что детям не нравятся точки и примеры. Считать можно не только точки, но и почки на деревьях, лисья, цветы (сотню всегда можно найти на улице). Формы можно изучать с помощью пластилина, разбирая слепленную мамой фигурку на части. И даже неприступную для семиклассников тему «Симметрия» можно отлично освоить, собирая конструктор или мозаику. А вот если это не помогает, и ребенок не чувствует объема, не выделяет общих признаков, не играет с предметами, то тогда карточки могут стать решением. Я не спорю о результате обучения математике по Доману, но рассматриваю этот метод как вынужденную меру. Я задаюсь вопросом: «А нужна ли ребенку именно такая математика? Не отразиться ли это на его интересе к школьной математике?»
И еще про способы показа. Представьте, ваш начальник каждый день звонит вам в три часа ночи, чтобы обсудить рабочие моменты. Будете любить ли вы этого начальника и свою работу? Почему ребенок, сидя на привязи или борясь с дремой, должен заинтересоваться математикой? Не боитесь ли вы, что плоды подобной педагогики не скажутся на ваших будущих отношениях с ребенком? Может, стоит сделать паузу, подумать над возможными последствиями такого насилия навязывания? Мир математики не ограничивается арифметикой и школьной геометрией. Кроме того, этот метод требует от ребенка огромного труда. Способности малышей велики, но не безграничны. Если ребенок не хочет играть с карточками – не надо продолжать занятия. Изучайте картины художников и фотографии, ищите на них закономерности и формы. Кто знает, может ваш ребенок еще удивит вас своими знаниями о золотом сечении. Играйте с ребенком, а арифметику и планиметрию оставьте школьным учителям.
det678uy18
Однако я постоянно вижу стандартную фразу: «Продолжайте занятия по карточкам». Я понимаю, критика запрещена правилами клуба, но ведь это плохой совет! Правильнее, на мой взгляд, было бы посмотреть внимательнее на своего ребенка. Мне самому иногда сложно подмечать какие-то действия Кацу, но нужно стараться. Может случиться так, что пока вы занимаетесь навязыванием примеров, то упускаете тот факт, что ребенок уже освоил действия с числами. А вы просто травите малыша, заставляя зубрить очевидное. Когда мы начали заниматься чтением с Кацу, то заметили, что ребенок не любит стандартного показа карточек. Он перекладывает карточки сам. Через какой-то промежуток времени он начал играть с фасолью. Никто ему ничего не говорил, не отнимал и не показывал. Он играл фасолью, пока мама готовила на кухне. Он видел, как мама раскладывает пельмени по тарелкам на ужин. Он с интересом наблюдал, как мама разводила для Кацу сок. Через некоторое время стало очевидно, что сын имеет достаточно четкие представления о сложении, вычитании, умножении и делении фасоли поровну в пределах десяти. Если вы заметили подобное за своим ребенком, то карточки вам уже не нужны. Пора доставать игрушки, украшать их лентами и скрепками (сложение, вычитание, деление) и поить их чаем (умножение).
Я уверен, что для каждого ребенка можно найти свой рецепт любви к математике и физике. Лично мой интерес к математике возник неожиданно. Он начался с задачи, ответа на которую я не мог найти. Мои родители не давали мне готовых решений (а ведь карточки с примерами – это именно готовое решение), поэтому триумф от нахождения ответа вызвал у меня совершенно потрясающее чувство, даже более приятное, чем похвала. Я бы назвал это чувство «азартом» или «вдохновением». Математика стала моим увлечением, которое трансформировалось в любовь к физике.
Конечно, рассуждать легче, чем придумать собственную программу занятий с малышами. Полагаю, что создание такой универсальной программы (подходящей всем детям) невозможно. У каждого ребенка свой путь открытия этого мира и своя неповторимая образовательная среда. Поэтому если вам интересно, то ниже я просто напишу здесь о своих занятиях, которые я или моя жена проводили с сыном. К некоторым из них мы готовились, что-то приходило спонтанно, когда мы подмечали за Кацу какие-то изменения в поведении или смену интересов. К сожалению, я не записывал все, во что мы играли, поэтому кое-что уже успел позабыть. Но постараюсь воспроизвести максимально подробно.
Мы начали заниматься с Кацу математикой, когда ему исполнилось 6 месяцев. В тот момент он только научился переворачиваться и впервые проявил интерес к окружающим предметам. Так как я знал, что для детей раннего возраста основной тип мышления – наглядно-образный, то я решил начать математические занятия со стереометрии, в которой объекты можно потрогать и пощупать. Изначально, я не делал ставку на логико-понятийный аппарат.
Наш опыт занятий математикой.
det678uy20
Занятия 1-4. Первые занятия были посвящены шару. Сначала пощупали тэмари. Озвучили фигуру, цвет, материал. Пощупали каменный шар. Озвучили те же параметры. Дали сравнить. На первых занятиях не вводили и не проговаривали понятия «тяжелее», «легче», на третьем давали сравнивать разные мячи (резиновый, тряпичный, бусину, бумажный, массажный). В этот раз озвучивали «тяжелее», «легче». Подарили погремушку-мяч. Гремели ей. Четвертое занятие было спонтанным. Купили сахарную вату в форме шара. Помяли его. Озвучили фигуру, ее цвет, материал и то, что она липкая. Кацу это свойство не понравилось, и он отвлекся на оранжевый апельсин. Тот оказался очень тяжелым, поэтому разрезали его пополам. Это вызвало дикий интерес, поэтому озвучили понятия «сечение» и «круг». Еще хотелось показать мыльные пузыри, но Кацу тогда они были не интересны
Занятия 5-8. Следующая тема была посвящена кубу. В ход пошли разноцветные резиновые кубики, кубик льда, деревянный куб и самодельный бумажный куб, в который вложили бубенчик. Был еще яблочный куб, который попробовали на вкус, но куб с бубенчиком все же понравился сильнее.
det678uy21
Занятия 9-16. Начали с тетраэдров. Это были в основном, самодельные конструкции, которые мы обклеили фетром, пузырчатой пленкой, остатками египетского папируса и декоративной бумагой (гладкой, жесткой оберточной, имитирующей кожу и мрамор). Стандартно озвучивали каждую фигуру, цвет. Тетраэдр из груши еле вытащили изо рта. Поняли, что съедобные фигуры – это достаточно опасно. Изучение сечений того не стоят. После 12 занятия перешли к пирамидам с разными основаниями из тех же материалов, что и тетраэдры. Ничего не озвучивали, положили ребенка на живот, положили перед ним тетраэдр и пирамиду, выполненные из красного фетра, и стали смотреть за реакцией. Меняли тетраэдры и пирамиды несколько раз. Через две смены фигур Кацу стал сравнить основания. После этого озвучили все фигуры. На следующее занятия дали сравнить правильную пирамиду и усеченную. Кацу очень долго крутил их в руках, затем потерял интерес. Решили не озвучивать – сложно.
det678uy27
Занятие 17. Урок по теме «призма» был спонтанным. Нам захотелось купить арбуз, а Кацу во время обеда потянул к нему руки. Поэтому мы и тему шар повторили, и треугольную арбузную призму пощупали. Других разновидностей призм в доме тоже нашлось достаточно, поэтому все что нашли показали и озвучили.
Занятия 18-19. К знакомству Кацу с параллелепипедом мы готовились – нашли различные бруски, шкатулки, коробочки, детскую картонную книжку. Разложили в предвкушении нового открытия перед Кацу, но… он к ним даже не потянулся. Поглядел немного, перевернулся на спину и начал играть со своими пальцами. Видимо, слишком привычные предметы подобрали. Надо было что-то яркое использовать. Попытка сравнить куб, призму и параллелепипед тоже не увенчалась успехом. Кацу закапризничал и переключился на созерцания коврика. Решили сделать паузу, и понаблюдать за ребенком несколько дней. Обнаружили, что Кацу беспокоят режущиеся зубы и в этот период не занимались.
Занятие 20. Возобновили уроки геометрии с игр с тором. Делали с резиновыми кольцами тюленью зарядку. Активно жевали тор-прорезыватель. Дали пощупать бублик. Озвучивали все.
det678uy22
Занятия 21-22. Не успели мы наиграться с тором, как нас пригласили на день рождения. Домой вернулись не с пустыми руками. Яркие воздушные шарики и бумажные шапочки не оставили Кацу равнодушным. Таким образом, конус мы изучили еще на празднике. А вот воздушные шары открыли для меня новый вид искусства. Моя жена взяла ирисовые нитки, проделала сквозное отверстие в быстросохнущем клее, пропустила через него ирисовую нитку и обмотала ее шары. Когда клей схватился, шарики лопнули иголкой и аккуратно вытащили остатки сквозь дырки ажурной конструкции. Получились кружевные эллипсоиды. Увы, существовали они в руках Кацу недолго, но фигуру мы изучили. Еще была дыня (посмотрели сечение) и пирамидка, купленная в России. Моя жена называет ее советской, а до сих пор не могу понять, почему ее так называют? Она же ведь больше на конус похожа.
Занятие 23. Цилиндров у нас было три. Один – внутренняя часть от рулона туалетной бумаги, второй – скалка, третий – прозрачная пластиковая конструкция, выполненная из бутылок из-под газированной воды. В последний вложили несколько разноцветных бусинок и пуговиц. Фигуры пощупали, сравнили, озвучили. Гремелку Кацу нам не отдал, так и уснул с ней.
det678uy23
Занятие 24-30. Мы стали замечать, что Кацу стал активнее проявлять интерес к разным предметам и игрушкам. Нам не хотелось отвлекать его от самостоятельных игр. Мы изредка, по собственному настроению, подкидывали на его игровой коврик нестандартные вещи – коробочки от имбиря (усеченный конус), глиняное седло (гиперболоид), пластиковую половинку от kinder-сюрприза (параболоид). Но подобная иллюстрация была бы не правильной с точки зрения геометрии, поэтому мы ничего не озвучивали.
Занятия 31-48. Дальше началось самое сложное. Кацу полюбил подвесные игрушки. У нас их было немного, поэтому интерес к ним продержался недолго. Им на смену пришли правильные многогранники и тела Архимеда. Клеили их по ночам из разноцветной бархатной бумаги. Аккуратно сделать это было очень тяжело. Впервые жена стала озвучивать не только название фигуры, цвет и материал, но и считала вслух количество ребер, граней и вершин. Показывала пальцем и считала. Скорее, для себя, чем для Кацу.
det678uy5
Занятие 49. На этом занятии был показан звездчатый многогранник, но мы уже изрядно устали клеить, поэтому на этом решили остановиться. С этого занятия мы просто стали выкладывать перед Кацу по пять уже изученных фигур. Мы предоставили ему полную свободу. Он мог их сравнивать, мять и ломать. Но он этого почему-то не делал. Мы несколько дней ждали, когда же он что-нибудь порвет. Началась долгая череда дней, в которых ребенка проявлял невероятную аккуратность. Мы ждали и продолжали лишь озвучивать фигуры, к которым Кацу тянулся.
Занятие X. Нам повезло, и Кацу разорвал октаэдр. Вы бы видели его лицо, когда я показал ему развертку! Оказывается, из плоского можно сделать объемное. Я быстро раскрасил одну грань. Так мы изучили треугольник и вступили в мир планиметрии. Подключили как бы «между прочим» счет (считали одинаковые грани). Но без акцентирования на этом внимании. Кацу с удовольствием стал ежедневно разбиратьмногогранники. У меня были серьезные опасения на тему, что малыш не поймет, что такое равные фигуры, но Кацу легко это принял, увидев, что при наложении они совпадают.
det678uy25
Занятие-проверка. До похода к неврологу, я не знал, что такое блоки Дьенеша. Кацу справился с этим тестом в возрасте 1 год, ни разу не видя подобной игрушки в жизни. При этом только на этом задании сын продемонстрировал свою речь, чтобы объяснить врачу, где что: треугольник – «тятя», квадрат – «кх», круг – «у», прямоугольник – «я-я». Так как до этого дня никаких проверок Кацу не устраивалось, то такое проявление знаний стала для меня полной неожиданностью. Но все же верилось с трудом, поэтому дома предложили ребенку упражнения из двух книг серии «Школа семи гномов»: «Квадратик и кружок» (0-1 год) и «Форма и цвет»(про курочку Рябу, 1-2 года). Справились быстро, ничего объяснять не пришлось. Кацу игры понравились - пришлось купить ему вот такой набор
det678uy6
Итак, мы подошли к моменту, когда мы с Кацу начали заниматься чтением. Классический способ показа карточек не пришелся по вкусу сыну, поэтому мы позволили ему самостоятельно выбирать и перекладывать карточки. Этот способ показа вскоре тоже перестал действовать, но перед этим мы успели заметить, что Кацу научился делить карточки на две равные стопки. Кроме того, в этот период активного ползания Кацу стали доступны крупы. Он много времени проводил на кухне с мамой, наблюдал и играл с фасолью. Жена стала предлагать Кацу сначала две миски для сбора фасоли, потом три, потом четыре и т.д. Некоторое время не озвучивала ничего, просто распределяла фасоль вместе с ребенком. А потом как-то раз она собрала в одной миске фасоли больше. Кацу рассердился, выхватил миску и швырнул ее в сторону. До того момента, мы не думали учить Кацу элементарным вычислениям, но теперь изменили свое решение. Основной акцент был на игре «ку-ку». Мама прятала фасоль в руке и спрашивала: «Сколько фасоли в руке?». Были игры: «В какой руке больше фасоли?», «Сколько фасоли будет в руке, если добавить/убрать 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9?». Ответов сначала жена не давала. Просто спрашивала. Кацу охотился за фасолью в ладони как кот за мышью. Прошел где-то месяц перед тем, как жена стала давать ответы и озвучивать числа. В ход пошли углы, пуговицы, палочки, ленты, книги, салфетки. В пределах десяти. На прогулке – в пределах двадцати (деревья, провода, машины). Было и бесконечное переливание воды. В бутылку 200 мл жена наливала воду или сок по 10мл, а каждый раз спрашивала во сколько раз увеличился объем жидкости. Были и игры с тестом. Проверка была одна единственная. Изначально планировалось занятие, а не тест. Перед Кацу достали 10 коробок, на которых были указаны числа. Сын коробки любит, поэтому кинулся их открывать. В каждой коробке лежали животные, количество которых соответствовало числу, записанному на боковой стенке. Ребенок веселился от души. За день коробочки раз десять пришлось доставать. Ассоциация «символическая запись числа - количество животных» пришла не сразу, но теперь если жена на листочках пишет числа и просит распределить животных, то ошибок не бывает. Это при том, что задания на сортировку по цвету у Кацу не получаются
det678uy7
Настоящее время Я упустил момент, когда мой ребенок начал улыбаться нулю. Мне казалось, что Кацу будет трудно объяснить, что такое «пусто», «ничего». Вероятно, это заслуга моей жены, которая точно знает какие именно вопросы вызывают у детей максимальное количество трудностей. И откуда в ее голове столько рецептов математическо-профилактических прививок? Она очень любит подкидывать Кацу информацию к размышлению. Например, просит выбрать квадрат между двумя одинаковыми квадратами (один –из которых изображен привычно, а другой повернут косо). И если у меня так на языке и вертится начать объяснять Кацу очевидные вещи, то меня ожидает суровый взгляд. И она права. Развитие математических способностей, как и развитие самостоятельности не приемлет предоставления решения на «блюдечке с голубой каемочкой». Ответ ребенок должен найти самостоятельно. Вы бы видели какой восторг вызывают самостоятельные открытия Кацу! Недавно я купил сыну конструктор и мозаику. Теперь с утра мы строим, ломаем, изучаем симметрию. Что-то показываю, где-то задаю вопрос: «Какого блока не хватает?» Иногда мы с Кацу отвлекаемся: недавно делали украшения из лент Мебиуса на праздник, рассматривали и пытались раскрашивать калейдоскопы, искали геометрические фигуры на картинах известных художников, увлекались ракушками (познакомились с циклоидой и спиралями). Еще в жизни Кацу появился соробан. На мое счастье, пока он с ним только играет. Осмысленного выполнения вычислений у сына нет. Иногда мне хочется начать объяснять и показывать. Еле хватает сил останавливать себя – это ведь отдельная школьная дисциплина.
Исходя из выше изложенного, я понимаю, как же трудно быть родителем. Хочется дать своему ребенку лучшее, указать правильный путь. И как тяжело, увидев первый успех, остановиться, задуматься и посмотреть «правильно ли я поступаю». В студенческом конспекте жены есть одна интересная цитата лектора, записанная на полях: "От этих скороспелых знаний пользы ровно столько же, сколько от преждевременных родов». Исходя из этого, я решил заключить контракт с самим собой. Надо чаще его перечитывать, чтобы не забыть и не совершать ошибок.


КОНТРАКТ

Я, Kazuo Miyamoto, соглашаюсь принять и соблюдать указанные ниже правила занятий с моим сыном Katsu Miyamoto. Я осознаю, что мне предстоит напряженная работа над собой, поиск нестандартных и творческих решений. Я понимаю, что следование данным правилам может выявить ряд педагогических тараканов, проблем и чувств, с которыми мне придется справляться. Я, Kazuo Miyamoto, обещаю выполнять все правила, поддерживать хорошую форму, отводить время на полноценный сон и не проводить много времени в Интернете

Правила:

1. Проводить занятия в только в игровой форме или форме читательского дневника.
2. Начинать занятия только при наличии хорошего настроения у учителя и ученика.
3. Создать безопасные и удобные квартирные условия для проведения игры.
4. Соблюдать порядок и режимные моменты.
5. Не навязывать начало, ход, завершение и правила игры. Никогда не забывать, что познание, как и творчество – это естественный процесс. Ограничения, замечания и упреки не уместны.
6. У каждого занятия должна быть цель, а у преподаватели понимание, как ее реализовать.
7. Не ждать легких побед и не давать готовых решений сразу. Дать достаточно времени Кацу, чтобы найти собственный путь.
8. Не учить специально тому, что Кацу будет изучать в детском саду/школе. Процесс познания должен вызывать интерес в любом возрасте, а не только до трех лет.
9. Чаще наблюдать за самостоятельной игрой Кацу, подмечать любимые действия и строить занятия, опираясь на эти ценные наблюдения
10. Смотреть мультфильмы, исключив скуку и комментарии
11. Начать вести учительский дневник, делать записи не реже, чем один раз в месяц

Kazuo Miyamoto
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Оля (мама Ивана и Антона)

здравствуйте, Kazuo! как приятно и необычно встретить в этом клубе папу. понравился ваш нестандартный стиль, импонирует исследовательско-учительский стиль мышления. давайте дружить Bye

Пользователь Kazuo Miyamoto
# Kazuo Miyamoto   31.03.2014 18:36

Здравствуйте, Ольга! Очень приятно познакомиться. Буду рад дружбе с Легендой! Smile

Пользователь Amrita
# Amrita   03.04.2014 04:50

Добро пожаловать! Совершенно случайно увидела ваш профиль, очень рада, что здесь теперь обитают носители японского языка. Мой сын Григорий очень любит все, что связано с Японией, уж не знаю с чем это связано. Наверное, в прошлой жизни жил в этой стране) Очень интересен ваш опыт.

Пользователь Елена Мама Всеволода

Очень интересно! Основательный подход, всё продумано. игры с геометрией потрясающие Super!

Пользователь Елена Мама Всеволода

Еще раз прочитала, математика и геометрия выше всяких похвал. Мне очень нравится ваш подход, сожалею, что я так не умею Sad Но буду стараться!

Пользователь Екатерина Еловенко
# Екатерина Еловенко   13.06.2014 19:40

Спасибо за ваш опыт, прочла полностью и меня восхищает когда родители подходят к обучение и воспитанию, да и вообще ко всему с такой степенью осознанности.
Мы только пару дней как начали комплект математики. Я, как кормящая мама, не смогла многие моменты понять в вашем опровержении необходимости точек. Буду перечитывать.

Пользователь Kazuo Miyamoto
# Kazuo Miyamoto   15.06.2014 13:32
Екатерина Еловенко пишет: [посмотреть сообщение]
Спасибо за ваш опыт, прочла полностью и меня восхищает когда родители подходят к обучение и воспитанию, да и вообще ко всему с такой степенью осознанности.
Мы только пару дней как начали комплект математики. Я, как кормящая мама, не смогла многие моменты понять в вашем опровержении необходимости точек. Буду перечитывать.

Спасибо за добрые слова. Я взялся написать пост не с целью опровержения необходимости той или иной методики. Все дети разные, поэтому и факторы, определяющие действенность того или иного способа обучения, предугадать невероятно сложно. Например, известно, что среда - это важный фактор в развитии детских способностей. Но японский уклад жизни и образовательные подходы разнятся с русскими и европейскими традициями. Поэтому нельзя с уверенностью говорить об эффективности того или иного метода. В своей записи я хотел зафиксировать собственный опыт и личное отношение к вопросам детской мотивации и подходам представления математического материала. К сожалению, я и многие мои коллеги-преподаватели грешат тем, что крайне редко критически рассматривают свою рабочую деятельность. Мы часто полагаемся на предыдущий опыт и используем разные педагогические техники, не задумываясь или забывая проанализировать их необходимость, уместность, значимость и последствия в каждом конкретном случае. Как папа я хочу постараться избежать ошибок и уметь всегда отвечать на вопрос «зачем». Поэтому не стоит расценивать мои мысли как оценку методике.
Я не видел необходимости в точках, изучении счета и планиметрии при начальном этапе знакомства с математикой. Я делал ставку на наглядно-образное мышление, свойственное всем маленьким детям: крупные объемные фигуры и тактильные ощущения . Это делает процесс обучения более естественным, так как дает возможность ребенку проявлять инициативу и самостоятельность. Я противник излишней сложности - прыжков и танцев с карточками, а тем более насильственного показа. Я убежден, что занятия должны приносить малышам только радость. Выбранная мной и женой подача материала никаким образом не претендует на универсальность, но я рад, что этот подход позволил нам не только добиться результатов, но и получить инструмент, который позволяет мне привлечь внимание сына к тем областям, к которым раньше Кацу относился негативно или равнодушно.
Еще меня настораживает, когда я встречаю в методических рекомендациях слова «талант», «гениальность». С этими сложными терминами стоит обращаться очень аккуратно и осторожно, а не лепить из везде ради рекламы. Складывается впечатление некомпетентности и отсутствия минимальных педагогических знаний и опыта авторских коллективов. Меня также настораживает излишнее упрощение или отсутствие научного обоснования в методических объяснениях. Родителям, задумывающимся о раннем развитии, полезно ознакомиться не только с планом и практической частью занятий, но и аналитической частью: подводными камнями, первоначальными целями исследования, негативным опытом, статистикой и условиями получения успешного результата. К сожалению, иногда из-за недостатка информации родители совершают ошибки, и в результате начинают сталкиваться с серьезными трудностями - потере интереса к процессу изучения материала, поведенческие расстройства, проблемы со здоровьем и режимными моментами.
И последнее. Многие родители фанатично и слепо следуют методикам, оказывающимся на пике популярности. Одна волна сменяет другую, и этот процесс обладает определенной цикличностью. На мой взгляд, это говорит не в пользу многих концепций с точки зрения результативности и затраченных усилий. Например, сейчас в России пик популярности японских новаторов, в то время как у нас идет некоторый спад. Сам я изучаю труды Давыдова В.В., Рубенштейна С. Л. , Гальперина П.Я., Выготского Л.С., Пиаже Ж., Якиманской И.С., Крутецкого В.А., Божовича Л.И., Талызиной Н.Ф., Метельского Н.В. и каждый раз открываю для себя нечто новое, заставляющее задумываться, анализировать и отвечать на тот самый вопрос «зачем».

Пользователь Алина Сачкова
# Алина Сачкова   14.06.2014 01:18

И я бы хотела с вами общаться Smile
Если честно, мне было сложно уловить то, что вы хотели донести в этом посте, но в конце концов кажется удалось. Я правильно поняла, что вы не видите смысла в заучивании, коим считаете показ точек и больших цифр и арифметических действий между ними?!
Просто я одна из тех мам, ребенок которых не любит смотреть точки Smile Но в отличии от других мам я никогда не могла напрячь себя особыми способами показа, т.к. точно знаю, что выдохлась бы на втором экзотическом показе независимо от того - понравилось бы сыну или нет... Поэтому даже не начинала изощряться.
Мне было интересно читать, что вы имели терпение с женой не подкидывать правильные решения сыну... Для меня это крайне сложно... Т.к. кажется нереальным, чтобы ребенок сделал правильные выводы о том, о чем он ничего не знает... О чем ему не было сказано. Хотя, вы тоже называли геометрические фигуры, просто не сразу. Вы как бы давали время ребенку рассмотреть предметы, сложив свое мнение о них... А потом просто озвучивали вслух его ощущения: твердый, тяжелый, квадратный и т.п. Получается, он ощутил, а потом услышал - как это ощущение называется... Правда, не знаю, будет ли реальная разница если ребенку сначала сказать, что шарик тяжелый, а потом дать предмет в руки...? Ведь без вашего последующего комментария он все равно не узнает, как называется то ощущение, которое он испытал, подержав шар в руке.
Или я не улавливаю вашу мысль?!

Пользователь Kazuo Miyamoto
# Kazuo Miyamoto   15.06.2014 14:12

Прежде всего я против излишней сложности. От этого мало пользы как для родителей, так и для ребенка. Только стресс. Во-вторых, я не приветствую однообразия в способах обучения. Однобокость подхода не способствуют расширению познавательной и творческой активности. Тренировка памяти хороша в меру. Для развития коммуникативных навыков и умения видеть нестандартные задачи нужно искать альтернативные методы . В-третьих, мне кажется не уместным использование слова «заучивание» для игр с детьми первых лет жизни, так как методики раннего развития в большинстве своем построены на игровой деятельности. Знание чисел и арифметических операций, на мой взгляд, не является первостепенным и обязательным в обучении. Для формирования пространственных представлений и построения логической связи числа с количественной характеристикой потребуется не один день. Детям же больше нравится делать то, что получается сразу. То есть более ценна не похвала, а своеобразная личная ситуация успеха. Поэтому мы делали акцент на ощущения и поиск закономерностей.
Относительно готовых ответов мое мнение однозначное. Они не нужны. Можно познакомить ребенка со всеми геометрическими фигурами, не сказав ни слова. Это будет весьма полезное первичное знакомство. И выводы, которые сделает малыш, несомненно будут ценными. Возможно, я преувеличиваю детские способности, но, наблюдая за сыном, у меня складывается впечатление, что дети видят все ярче, а иногда подмечают детали, на которые взрослые не обращают внимания. То что я считаю существенным признаком, для Кацу - пустой звук. Поэтому правильность или значимость выводов - это спорный вопрос. Не озвучивая чего-то сразу, мы не вводим лишних ограничений. При рассмотрении первичной геометрической терминологии это не так заметно (так как нам все же приходится комментировать базовые понятия), но с появлением более сложных заданий разница становится более ощутимой. Осмысленность и умение взглянуть на ситуацию с разных сторон - это важный этап развития математических способностей. Так как мы не можем с абсолютной уверенностью судить об детских ощущениях и восприятии свойств того или иного объекта, то любое предварительное озвучивание лишает ребенка возможности получения личного опыта и автоматически навязывает ему наше мироощущение. Ведь шарик может быть не только тяжелым, но и обладать еще десятком характеристик. А может оказаться, что ребенка и вовсе не интересует форма, а заинтересовал факт отсутствия углов или понравилась нитка, опоясывающая фигуру словно экватор.

Пользователь Алина Сачкова
# Алина Сачкова   15.06.2014 16:00

Спасибо, что находите время так подробно отвечать! Вы затронули вопрос, который нуждается в осмыслении, переваривании, усвоении, если можно так выразиться... Поэтому подробные ответы на вопросы - очень важны!
Мой сын, Марк, знает названия всех плоских геометрических фигур (только вот не выговаривает пятиугольник и шестиугольник, многоугольник). Ну, может не все, но самые распространненые (которые есть у него в сортере): круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, сектор круга, трапеция, звезда, крест, пятиугольник и шестиугольник (они у него прямоугольники Smile)... Называет их безошибочно. Естественно, когда он играл, я их называла ему сразу, потом, когда он брал игрушку в руки, спрашивала - как называется та или иная фигура. А когда еще толком не говорил - выкладывала перед ним несколько и просила подать мне одну или другую, что они и делала.
В отличии от цифр, геометрические фигуры ему нравятся...
Теперь вот хочу познакомить его с объемными фигурами (заодно, познакомиться с ними самой Smile)...
Как бы вы посоветовали это сделать?! Просто найти различные предметы нужных форм, возможно, что-то смастерить самой, и выдавать ему в руки, не называя фигуры?! И как долго так не называть?
Мне нужно прочувствовать техническую сторону вопроса: что когда и как делать конкретно! Пусть будет куб, напишите, пожалуйста, поэтапно - что и как надо делать, как преподнести эту фигуру сыну?!
Ведь я хочу, например, все же донести до него, что вот этот куб - деревянный и тяжелый, а тот, тканевый - мягкий и легкий и т.п. Может он сам этого и не заметит, но ведь это тоже признаки предмета...
Как убить всех зайцев? И ему дать выводы сделать и сказать то, что хотелось мне?

Еще мне очень в вас импонирует то, что вы читаете и интересуетесь ранним развитием сына... В нашей семье этим занимаюсь исключительно я. Муж приветствует наши достижения, но не больше. А меня не хватает физически на все: планирование занятий, поиск материалов, подходов, методов... Я не говорю уже о чтении специальной литературы...
Поэтому была бы крайне признательна, если бы вы продолжали писать о своих выводах о прочитанном, о том, что прижилось у вас, о том, что стало для вас новым и т.п. Smile

Пользователь Kazuo Miyamoto
# Kazuo Miyamoto   17.06.2014 18:24
Алина Сачкова пишет: [посмотреть сообщение]
Как бы вы посоветовали это сделать?! Просто найти различные предметы нужных форм, возможно, что-то смастерить самой, и выдавать ему в руки, не называя фигуры?! И как долго так не называть?
Мне нужно прочувствовать техническую сторону вопроса: что когда и как делать конкретно! Пусть будет куб, напишите, пожалуйста, поэтапно - что и как надо делать, как преподнести эту фигуру сыну?!
Ведь я хочу, например, все же донести до него, что вот этот куб - деревянный и тяжелый, а тот, тканевый - мягкий и легкий и т.п. Может он сам этого и не заметит, но ведь это тоже признаки предмета...
Как убить всех зайцев? И ему дать выводы сделать и сказать то, что хотелось мне?

Можно попробовать наш вариант: подобрать различные по текстуре, съедобности, цвету, температуре, размеру кубы. Затем предлагать с перерывами ребенку по три куба, один из которых будет отличаться от других по одному признаку (например, по цвету). Предложить найти отличия. Посмотреть на реакцию. Но, полагаю, что это задание будет не очень интересно. Мы начинали, когда Кацу еще и сидеть толком не мог – только все ощупывал и осматривал. Кроме того, сын – любитель помедитировать над предметами. А у вас ребенок уже более взрослый и много знает – ему нужно активное действие. Я кратко пробежался по вашему дневнику и видеозаписям, и у меня возникла следующая идея.
Склейте один большой куб. Пусть на гранях будут распечатаны шахматные фигуры: король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка. Внутрь куба кладете любую фигуру. Предлагаете ребенку поиграть с кубом - покидать кубик. Играете, веселитесь, слышите звук. Если ребенок сам не замечает звука, акцентируете его внимание на то, что звук исходит из куба. Название куба (хотя я думаю ребенок и так знает) можете озвучивать свободно. Это с другими фигурами полезно помолчать и поиграться с этимологией. Со спокойной душой вскрываете куб и вынимаете шахматную фигуру. За одно повторяете антонимы «внутри-снаружи». Можете половину минуты в это поиграть, вкладывая и выкладывая шахматную фигуру. Затем два варианта. Первый – геометрический. Разворачиваете куб. И, например, сами быстро штрихуете одну грань. Если ребенок захочет порисовать с вами – не останавливайте, даже если начнет красить другие грани и весь куб целиком. В идеале показать на грань и спросить, у сына, что это за фигура. Так как он знает плоские фигуры, то проблем не будет. Если даже не захочет озвучить может показать на соответствующую карточку или силуэт на листе бумаги. Задаете вопрос по каждой грани. Выводов, что у куба все грани – квадраты не делаете. Можете квадраты посчитать. Вывод, что у куба – шесть граней не делаете. Главное, не расстраивайтесь, если ребенок разорвет все. У нас чего-то только не случалось с развертками. На этом можно завершать первое занятие с кубом. Дайте время сыну подумать и свободно поиграть.
На втором занятии можете в процессе повторения спокойно озвучивать слово «грань» и полученные ранее выводы (в случае, если в прошлый раз все прошло без отвлечений на другие виды деятельности). Теперь можете показать, что кубы бывают разные – предоставить несколько кубов с разными характеристиками. Я полагаю, что многие характеристики он уже знает. Поэтому озвучивайте все, если видите, что ребенок выделил нужный признак. Стоит попробовать сделать модель куба из спичек и пластилина. Делать придется быстро, при ребенке. Заготовьте дополнительные спички и пластилин – у нас часто материалы отбираются до завершения какого-либо проекта. Дайте покрутить такой куб. Если сыну интересно – озвучивайте, показывайте и считайте ребра и вершины. Но выводов по количеству сразу тоже не делайте. Если не лень, то можно на трех разных кубах посчитать грани, ребра и вершины. У ребенка может не сразу сформироваться понимание того, что вся эта информация верна и для других кубов.
Сделайте десяток кубов из яблок. Детским ножом разрежьте их разными способами. Покажите, что получается в сечении. Пусть называет или показывает плоские фигуры на карточках. В процессе или в конце можно фруктовым салатом насладиться. А для закрепления – поставьте на видное место куб, а рядом с ним карточку с изображением куба и карточку со словом. Через дня два уберите. Позднее, когда фигур уже будет несколько будете просить соотнести фигуру и ее изображение или фигуру и слово, карточку и обычные предметы из жизни в форме куба.
Второй вариант - шахматный. После того, как достаете из куба шахматную фигуру – называете ее, показываете, как она ходит на шахматной доске. Обращаете внимание, что шахматная доска состоит из квадратов. Показываете развертку куба. В идеале предложить ребенку задание такого типа. Злой хулиган сломал шахматную доску и от нее осталась только развертка (готовим развертку куба со сгибами заранее с учетом цветов шахматной доски). Теперь она не на что не годится, но может нам удастся помочь ей обрести вторую жизнь. Дать ребенку немного покрутить в руках, но лучше делать это вместе – случайно, сложив куб. Не беспокойтесь, если это будет самый мятый куб в мире. Конечно, склеить вы куб не сможете, но по крайней мере ребенка места склейки отвлекать и путать не будут. Далее стоит порадоваться вашему уму и находчивости. Поискать похожие предметы в доме. А уже на следующее занятие рассмотреть грани по первому варианту. Вот и куча «убитых зайцев». Если все будет проходит весело и без потери интереса, то на четвертом-пятом занятии вы сможете проговаривать абсолютно всё.

Пользователь Алина Сачкова
# Алина Сачкова   18.06.2014 00:17

Вот спасибо большое!!! Я все поняла. Пойду обдумывать, как это все воплотить в жизнь!
И хорошо дошли слова: "Можете посчитать, но не называть общего количества"...
Спасибо большущее!
Пишите о своих играх и планах Smile

Пользователь Виктория Селивончик

Здравствуйте, Kazuo!
Я недавно стала мамой и состою в клубе умница совсем недолго. После прочтения Вашего письма Деду Морозу, решила почитать Ваш дневник. Я очень восхищена Вами и Вашей женой, что Вы так кропотливо подходите к занятиям со своим сыном. Надо обладать очень хорошей самоорганизацией, чтобы так готовиться к занятиям, самим готовить материалы и искать новые способы подачи материала. Мы сейчас с мужем вдвоем еле успеваем справляться с малышом, ничего толком не успеваем. Как Вы находите время, чтобы все это делать?
И еще вопрос не по теме - как Вы так хорошо выучили русский язык? Smile Это поразительно)

Пользователь Kazuo Miyamoto
# Kazuo Miyamoto   23.12.2014 00:05

Здравствуйте, Виктория!
Вопрос времени - это не столько вопрос самоорганизации и дисциплины, сколько умения оперативно реагировать на инициативу ребенка. Став родителями Кацу, мы первое время не успевали ничего. Но постепенно у сына начали появляться устойчивые интересы. Если ребенок начинает интересоваться чем-то больше двух дней, то уже вполне возможно планировать совместную деятельность. У меня изначально были сложности с подготовкой материала, подбора игр по возрасту, но постепенно в закладках и папке избранное накапливается масса полезных ссылок и ресурсов по собственному вкусу. И тут уже остается малое - адаптировать материал и/или распечатать и/или найти и положить на видное место.
По второму пункту. Я начал увлеченно изучать русский язык в школе. И моими учителями были преимущественно носители языка. Занятия мне нравились и занимался я почти ежедневно. Общее время обучения у меня больше 20 лет. За это время можно выучить любой язык можно гораздо лучше моего уровня.

Пользователь Людмила Андрущенко
# Людмила Андрущенко   12.06.2015 00:39

Спасибо Вам огромное за пост! Пишите чаще! Вы не представляете, какое удовольствие Вас читать! Я совсем недавно начала заниматься с дочкой математикой по Доману.
Первое время нам обеим всё нравилось, но в последнее время (количества с 40 до 50) я стала замечать потерю интереса. Естественно, я стала искать информацию и читать посты мам в нашем клубе, и нашла Ваш пост.
Алиса прекрасно воспринимает занятия по методике Домана в принципе, с Чтением у нас вообще нет никаких проблем, но математика - это совсем другая история. Дочке было 10 месяцев, она только начинала говорить, когда однажды она показала своим маленьким пальчиком на ковёр и сказала "кук"(круг). Сказать, что мы удивились, значит ничего не сказать. Мы понятия не имеем, откуда она вообще взяла это понятие. Никто специально её не учил. Таким же образом она через какое-то время показала "адрат" (квадрат). Я решила, что эти маленькие открытие - повод для начала занятий по математике. Но, что касалось объёмных геометрических форм, меня ждал полный провал. В какой-то момент я поняла, что не знаю, как дальше заниматься с дочкой так, чтобы ей это нравилось.
Когда мы приедем с отпуска, я обязательно попробую заниматься по вашему примеру. Возможно, я недостаточно играю с Алисой в математику.
В последнее время в нашей жизни много игр по методике Марии Монтессори. Дочке они очень нравятся, это пожалуй, единственные игры, способные занять её воображение надолго. Как известно, выпускники школ Монтессори славились своими математическими способностями, хотя этих детей не учили понятиям количества и пространственному мышлению. Всё это дети изучали в процессе игр, не имеющих на первый взгляд, отношения к математике.
Пока я не готова полностью отказаться от математики по Доману, но постараюсь как можно больше играть в математику, а не учить её. Спасибо вам огромное за то, что изменили моё отношение к этому предмету.