Автор Сообщение Предыдущая тема | Следующая тема
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Обновлено: 16.02.2012 16:21 | Ответов: 23 | Просмотров: 11716

Упражнения для языка (дефектолог-логопед Главтузова Ольга Павловна)

Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

1. "Болтушка" - движения языком вперед-назад.
2. "Часики" - движения языком вправо-влево.
3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.
а) к верхней - нижней губе;
б) к верхним - нижним зубам;
в) к верхним - нижним альвеолам.
4. Круговые движения языком а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
5. "Лошадки" - щелкание языком
6. "Лопатка" - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении пошлепать губами по языку).
7. "Иголочка" - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем)
8. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки"
9. "Желобок" ("Трубочка") - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
10. "Чашечка" ("Ковшик") - широкий язык поднят кверху: а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
11. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.
12. "Гармошка" - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Метки: нет
Вернуться к началу
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 12:52

Комплекс упражнений для звука "Р" (взяла с какого-то сайта, уже не помню, статья специалиста - она дефектолог-логопед Главтузова Ольга Павловна)

Для произнесения звука "Р" необходима сложная ра-бота всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к вер-хним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необ-ходимых движений языка и воздушной струи способст-вуют следующие упражнения:

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение вла-деть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончи-ком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания:

1. Губы и нижняя челюсть дол-жны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерыв-ную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна на-тягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук "ф", а не звук "х", т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение сначала вы-полняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Ес-ли у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы-ком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широ-ким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем язы-ка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания:

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабаты-вать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук "д": д-д-д. Сначала звук "д" произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания:

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод-вижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара - не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. 3вук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воз-душная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 12:52

статья того же специалиста (дефектолог-логопед Главтузова Ольга Павловна)

Комплекс упражнений для звука "Л"

Для произнесения звука "Л" необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опу-скаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оття-гивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движе-ний языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно поло-жить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя...". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы-ком сверху- вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широ-ким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем язы-ка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить мед-ленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания:

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука "л" с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен-ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верх-ние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение сначала вы-полняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь щебенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя че-люсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 12:54

Комплекс упражнений для шипящих звуков

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при "Ч" - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя...". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную. Длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы произносился звук "ф", а не звук "х", т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука "ш".

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы, были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 12:56

Развитие речевого дыхания

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено:

* Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;
* Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;
* Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;
* Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
* Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи. Они могут сочетаться с движениями.

• Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
• Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Затем в эту работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов:

• Ф__________ С___________ Ш___________
• Ф_______С_______ С_______Ш________ Ш________С________
• Ф_______С_______Ш________ и т.д.

• А_______ О_______ У_______ И_______ Э_______ Ы_______
• А_______О_______ О_____У______ У_______И______ И______Э_____ и т.д.
• А_____О_____У____ О____У_____И_____ И_____У_____Э_____ и т.д.

Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

• па папа папапа папапапа папапапапапа.......
• папу папопу папопупи папопупипэ папопупипэпы.......
• папапопо папапопоппупу папапопопупупипи......... и т.д.
• Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д.
• Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете)
• Перечисление названий месяцев.
• Проговаривание предложений, скороговорок.

Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

• Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка

Посадил дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 12:57

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения ("Видишь, язык уже научился быть широким"), подбодрить ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху").

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 10.09.2009 13:01

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для свистящих звуков "С","З","Ц"

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воз-душную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длитель-но дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надува-лись щеки, для этого их можно слегка придерживать паль-цами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя..." Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует по-дворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопы-вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Сле-дить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение спо-собствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "Ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук"Ф", а не звук "Х", т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за ниж-ними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Вернуться к началу
Пользователь SvetlanaTSvetlanaTofflineОдесса, Украина
Добавлено: 07.10.2011 05:09

Здесь книги по развитию речи детей
Альбом Батяевой для самых маленьких 95,2Мб
http://depositfiles.com/files/nep7z73p1
книга Янушко "Помогите малышу заговорить" и Артикуляционная гимнастика для малышей 35,8Мб
http://depositfiles.com/files/ukbtd0u0l

Вернуться к началу
Пользователь Юля & ЮраЮля & Юраoffline
Добавлено: 10.11.2011 23:35

Простите, а с какого возраста все эти занятия можно и нужно проводить?

Вернуться к началу
Пользователь ЕкатеринаЕкатеринаofflineСочи, Россия
Добавлено: 16.08.2012 11:44

Логопедические упражнения с детьми первого года жизни

Информация взята из книги «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» http://proroditelstvo.ru/suckling/book-birth/
По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф. Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами. Хорошая речь—важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Общение и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем раньше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь.
Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным.
Второй этап формирования речи — ранневербальный, наступает тогда, когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Родителям следует четко представлять основные закономерности довербального и раннего вербального периодов.
Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Длительность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Пределы более позднего нормального развития навыков указаны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указанных сроков требует консультации ребенка у специалиста.
1+я стадия — от 0 до 2 месяцев — характеризуется рефлекторным криком. В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме — громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ребенком негромко, напевно.
2+я стадия — от 2 до 5 месяцев — характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.
Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующими игрушками:
1) яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции);
2) погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно развивают ручную умелость);
3) погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений и ручной умелости);
4) подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, побуждающего к звукопроизношению);
5) подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).
Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно выразительной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого голоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем подражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев.
3+я стадия — 5–7,5 месяцев — стадия появления лепета, которая имеет большое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить выполнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт-Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование младенцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилактики логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс «Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессионально.
Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять 1–1,5 минуты до 10–15 раз в день, используя подходящий момент. Например, играем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой — приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызывающие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощряя его.
На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки:
1) яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рассматривает, узнает при участии взрослого);
2) бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук);
3) цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ребенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).
4+я стадия—7,5–12,5 месяцев—расцвет лепета. Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, та-та, ма-ма, па-па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).
На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики разных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) матрешки (комбинация движений рук — практическое мышление).
Таблица 27
Логопедические упражнения
в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни

Стадия Рифма
3
5–7,5 мес.
асс асс асс — мы купили квассс
ачч ачч ачч — это врач
ачч ачч ачч — пожалуйста не плачь
арр арр арр — летит комар
ой ой ой — приходи домой
ошка ошка ошка — вот моя большая ложка
ор ор ор — ядовитый мухомор усс усс усс — ваш арбуз
уч уч уч — это ключ
ушка ушка ушка — вот моя подушка
ол ол ол — я люблю футбол
ыш ыш ыш — мой малыш
есс есс есс — мы идем в лес
яло яло яло — теплое одеяло
4
7,5–12,5 мес.
ба ба ба — звонкая труба
бу бу бу — купите мне трубу
ва ва ва — высокая трава
га га га — хочешь, Галя, пирога
гу гу гу — гуси на лугу
да да да — там холодная вода
ды ды ды — выходи0ка из воды ко ко ко — у коровы молоко
ки ки ки — вот идут быки
ма ма ма — высокие дома
па па па — мелкая крупа
пу пу пу — купим мы крупу
та та та — тонкая черта
ты ты ты — красивые цветы
5
1- 1,5 лет
сса сса сса — вот оса
ссу ссу ссу — мы увидели осу
жа жа жа — мы увидели ужа
же же же — вырос я уже
за за за — здесь привязана коза
зу зу зу — я пасу козу
ла ла ла — острая игла
ля ля ля — счастливая семья
лу лу лу — подойти к столу
лю лю лю — маму с папой я люблю
ра ра ра — нам домой пора
ро ро ро — полное ведро ре ре ре — горячее пюре
ри ри ри — все погасли фонари
со со со — у машины колесо
фа фа фа — далеко от нас Уфа
ца ца ца — лужа у крыльца
це це це — улыбка на лице
ча ча ча — побывал я у врача
че че че — мы мечтали о мяче
чи чи чи — где мои ключи
ши ши ши — на болоте камыши
ща ща ща — поймали мы леща
щу щу щу — сладким чаем угощу

Внимание! В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обязательно остаются предыдущие. Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.

5+я стадия — охватывает период от 1 года до 1,5 лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие понимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражнения на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л0Л, Р0Р) (табл. 27).
На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье, платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного изготовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая действия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки, чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы, крючки, молнии (пуговицы с одной стороны — застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятельность).
При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде разместить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией становления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для родителей подписать: «Чи+чи+чи — где мои ключи».
Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом развивающих игр с малышом.
Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.

Вернуться к началу
Пользователь ЕкатеринаЕкатеринаofflineСочи, Россия
Добавлено: 16.08.2012 12:30

Для логопедических занятий я использовала Суперкарточки по методике Домана-Маниченко http://www.umnitsa.ru/cat/superkartochki/
Написала на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнений.
Тема "Читаем на улице"
Дом (ой ой ой — приходи домой)
Трава (ва ва ва — высокая трава)
Дом (ма ма ма — высокие дома)
Цветок (ты ты ты — красивые цветы)
Дом (ра ра ра — нам домой пора)
Колесо (со со со — у машины колесо)
Лужа (ца ца ца — лужа у крыльца)

Тема "Читаем в зоопарке"
Гусь (гу гу гу — гуси на лугу)
Коза (за за за — здесь привязана коза, зу зу зу — я пасу козу)

Тема "Читаем в доме"
Ложка (ошка ошка ошка — вот моя большая ложка)
Стол (лу лу лу — подойти к столу)

Тема "Читаем в детской"
Подушка (ушка ушка ушка — вот моя подушка)
Малыш (ыш ыш ыш — мой малыш)
Одеяло (яло яло яло — теплое одеяло)
Ведерко (ро ро ро — полное ведро)
Мячик (че че че — мы мечтали о мяче)

Тема "Читаем на кухне"
Вода (да да да — там холодная вода, ды ды ды — выходи-ка из воды)
Молоко (ко ко ко — у коровы молоко)
Каша (па па па — мелкая крупа, пу пу пу — купим мы крупу)
Чай (щу щу щу — сладким чаем угощу)

К другим рифмам можно подобрать картинки из других источников
Также упражнения можно употреблять в играх и повседневных действиях.

Вернуться к началу
Пользователь Алена МорозоваАлена МорозоваofflineМосква, Россия
Добавлено: 21.08.2012 02:18

[nick]Ольга Веселова[/nick]
[nick]Екатерина[/nick]
Спасибо за подборку! Я даже не знала, что существуют упражнения для совсем крох!

Вернуться к началу
Пользователь Olga MelnikOlga MelnikofflineЗагреб, Хорватия
Добавлено: 23.09.2012 15:59

Жаль, что ссылки больше не действуют Crying or Very sad

Ленивый член сообщества родителей, пытающихся сделать своих детей счастливыми Wink

Вернуться к началу
Пользователь АдминистрацияАдминистрацияofflineСанкт-Петербург, РоссияАдминистратор Клуба
Добавлено: 30.09.2012 17:42

Ольга, уточните какие ссылки, пожалуйста.

Вернуться к началу
Пользователь Olga MelnikOlga MelnikofflineЗагреб, Хорватия
Добавлено: 30.09.2012 20:13

Когда я писала сообщение, перед этим пыталась скачать Альбом Батяевой и Янушко, но мне Depozitfiles выдал, что ссылка недействительна. А сейчас попробовала - всё летает. Может там была какая-нибудь профилактика

Ленивый член сообщества родителей, пытающихся сделать своих детей счастливыми Wink

Вернуться к началу
Пользователь suns1suns1offline
Добавлено: 08.10.2012 12:06

https://sites.google.com/site/logopedia1485/artikulacionnaa-gimnastika-v...

отличная сказка для язычка))) у нас идет лучше всего!

Елена, г. Иркутск.
моя умница Лиечка (25.09.2008 г.р.)

Вернуться к началу
Всего пользователей на форуме (за последние 15 мин) 65 из них 0 пользователей, 65 гостей
Всего пользователей, читающих форум Книги для родителей: 0 пользователей, 1 гость