Автор Сообщение Следующая тема
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Обновлено: 16.02.2012 16:21 | Ответов: 22 | Просмотров: 11943

Материалы сайта Дальи Фёдоровой http://fedarse.4mother.ru/

Противникам методики Домана посвящается…

Встречая на форумах о раннем развитии негативные отзывы о методике Домана, обычно сильно удивляюсь их необоснованности и дилетанству.
Странно, но такое впечатление, что пишут те люди, которые либо ее никогда не применяли на практике сами, либо «запуганные» мифами о раннем развитии родители, которым лениво разобраться в сути или самим заглянуть хотя бы в одну из книг Домана, либо это просто заказные статьи, цель которых реклама других методик и пособий.

К сожалению, в каждом форуме на каждую реплику не ответишь, поэтому решила создать этот пост.

На днях получила в рассылке на тему раннего развития очередной нелестный отзыв о методике Домана. На примере этой рассылки и хочу разобрать самые распространенные мифы об этой методике.
В начале выпуска рассылки дано описание самой методики, оно достаточно корректно, поэтому оставляю его без изменений. Дальше синим цветом буду выделять заявленный в рассылке тезис, а красным – свой комментарий к нему.

Итак, начнем…

«Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: «после трех уже поздно». В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана.

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили.

Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

*Неправда! Во-первых, сейчас есть много хороших пособий с уже готовыми карточками и даже 10-уровневыми «битами информации». Например, пособия «Умницы». Так что времени на подготовку материала уходит не много. Кстати, необходимость каждодневной минимальной подготовки к занятиям (подобрать и разложить карточки для следующего дня занятий) хорошо дисциплинирует маму. Согласитесь, лучше на 10 мин в день больше времени потратить на обучение ребенка, чем на лазание по Интернету.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

Во-первых, в первый год трудно вести с ребенком диалог, он скорее от природы еще больше пассивно воспринимает информацию.
Во-вторых, никто не мешает вам вести с ребенком диалог, если он уже немного подрос и способен спросить: показали карточки, а потом обсудили возникшие у ребенка вопросы. Почему нет? Никаких абсолютных отрицаний возможности диалога с ребенком в методике Домана нет.
Методика Домана – это всего лишь один из способов подачи информации, который вовсе не исключает другие способы общения и развития ребенка.
Вы же не возмущаетесь, когда в школе учитель рассказывает строение человеческого скелета? Ведь при этом ученик тоже пассивно воспринимает информацию! Вы скажете, что дома он ее почитает сам, это уже будет активный способ, потом расскажет на уроке, тоже активный. Да! Но исходно идет пассивный способ, а потом закрепление активными! Так вот, методика Домана – это та первая пассивная ступень! А дальше никто не мешает вам показать ребенку реальную книгу, дать ее в руки, или попросить принести вам мячик. Просто когда ребенку всего несколько месяцев и он еще не умеет даже ползать его еще сложно попросить что-то сделать, поэтому активно изучать и не получается, получается только пассивно «впитывать» информацию! Вы же не будете спорить, что полезно разговаривать с ребенком с рождения, объяснять, когда его одеваете, кормите, что в этот момент вы делаете. Хотя он еще и не понимает большей части того, что вы говорите! Тем не менее вы почему-то это делаете! А чем хуже тогда не только произносить вслух, но и показывать написание производимого действия?

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту.

*Во-первых, методика Домана предполагает сначала научить ребенка читать (без картинок), т.е. активировать не только схему восприятия информации предмет – озвученное название, но и схему предмет – письменное название, а потом уже переходить к показу «битов интеллекта», т.е. картинок с подписями.
Во-вторых, по методике Домана сначала показывают текст, а потом картинку, так что непонятно, почему это должно препятствовать формированию текстового мышления. В любом случае, все дети сначала рассматривают книги с картинками, пока не научились читать. Это тоже не нормально? Почему-то смотреть на картинку и слушать мамино объяснение, что там нарисовано – это нормально, и не мешает в дальнейшем самостоятельному анализу воспринятого на слух текста, а вот картинка с подписью почему-то мешает дельнейшему самостоятельному анализу письменного текста. Где логика? Схема та же! Просто пути донесения информации разные: аудиальный (мама объясняет картинку) и визуальный (показываем надпись).
Да, и сказки тоже, кстати, никто не отменял! Читайте, рассказывайте! Ведь занятия по Доману займут у вас не более 10 минут в день!
Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

*Конечно, мама обязательно должна играть с ребенком в традиционные потешки, пальчиковые игры, а также заниматься рисованием, лепкой, гулять и т.п. И на всё это у нее есть масса времени! Говорю из собственного опыта! Моему ребенку сейчас 11 месяцев, занимаемся с 3 месяцев, занятия занимают не более 10 мин в день, при этом мы занимаемся математикой, чтением и энциклопедическими знаниями. Т.е. в день я показываю порядка 20 слов з раза в день, 12 предложений также 3 раза в день, 9 примеров (по 3 примера 3 раза в день) и 20 карточек с энциклопедическими знаниями (4 темы по 5 карточек). Так что времени на всё остальное остается предостаточно! А тем мамам, которым его всё-таки не хватает я бы посоветовала сократить на 30 мин в день пребывание в интернете или телефонные разговоры.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.
Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

*Про отсутствие времени на другие занятия, в том числе и на общение со сверстниками, уже неоднократно упоминала, что это неправда! Занятия по Доману занимают порядка 10 мин в день. Даже если вы уже рассказываете ребенку 10-ю ступень «битов интеллекта», это займет не более 30 мин в день.
Да, для детских садов этот метод не подойдет, потому как он предполагает индивидуальные занятия и призывает подстраиваться под собственного ребенка, потому что всё равно каждый ребенок воспринимает информацию с разной скоростью, кто-то 20 слов в день может выучить, кто-то 10, а кто-то и 40. Тут только мама в тесном контакте с малышом сможет определить степень его «информационного голода» и сможет вовремя скорректировать занятия под нее. Но я не вижу ничего плохого в том, что методика не приспособлена для детских садов! Лучший учитель для ребенка – это мама! И методика рассчитана в первую очередь на занятия до 3 лет, когда ребенок ДОЛЖЕН находиться с мамой, а не на попечении у детсадовских нянечек. Если же у мамы есть большое желания года в полтора избавиться от ребенка отдав его в детский сад (пусть там его научат!!!), то о каком раннем развитии вообще можно вести речь? Вообще не очень понятно, зачем рожать ребенка, если считать, что его научат и воспитают без вашего участия? Т.е. вы рожали ребенка для государства, а вам он в-общем-то не нужен?

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы.
А вы давно наблюдали за тем, как ваш ребенок играет в игрушки? Насколько хватает его заинтересованности, когда вы приносите новую игрушку? 30 секунд, минута? Вряд ли больше 2 минут… Не задумывались почему? А почему у вас в доме горы игрушек, а ребенок при этом все равно вместо того, чтобы часами играть с ними самостоятельно, бежит в вам, дергает за юбку и стоит-канючит МАМА?
Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого «знайку», не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.

*Вот именно, что «спонтанная»! Т. е. когда ребенок, играя с карандашом, способен вообразить, что это самолет! Куклы и машинки, как впрочем и методика Домана тут не при чем…
К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

*Каждый ребенок индивидуален! И абсолютно нормально адаптировать методику под него. Именно поэтому методика Домана не пригодна для детсада! Только мама сможет ее адаптировать под своего ребенка. Как впрочем, и любую другую методику! Нежели вы встречали методики, которые одинаково хорошо работают для разных детей в первозданном виде? Быть может, вы еще станете утверждать, что таково является система нашего школьного образования? Отчего же у нас тогда так мало отличников? Неужели кругом рождаются одни тупицы? Или всё-таки стоит пересмотреть общепризнанные принципы образовательного процесса?«

Надеюсь, этот пост окажется полезен «сомневающимся» родителям. Если есть еще вопросы по методике, если остались какие-то сомнения или Вы не согласны с моими доводами, с удовольствием продолжу обсуждение в комментариях.

Искренне Ваша, Федорова Дарья

Метки: нет
Опрос / голосование: Согласны ли Вы с автором статьи?
Чтобы проголосовать зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт
Результаты:
52% (12)
Согласна в автором на 100%. Критики не владеют актуальной информацией...
39% (9)
Многое действительно правда, но сомнения всё-таки есть...
9% (2)
Больше склоняюсь к критическому мнению
Всего голосов: 23
Вернуться к началу
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 17.12.2009 12:34

Обсуждения на эту тему на нашем форуме здесь:

http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=696
http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=519

Вернуться к началу
Пользователь N and EN and Eoffline, Норвегия
Добавлено: 29.12.2009 13:11

Насчет невозможности занятий в детских садах - вот смотрите сюжет (правда на норвежском, но по действию и так все ясно)
http://www1.nrk.no/nett-tv/distrikt/NDMR/verdi/113965

В Норвегии ЕСТЬ некоторые д/с, которые внедрили ЧсП (здесь называют Игра для обучения чтению "Браво!"). Установка изначально: "Мы пробуем стимулировать интеллектуальное развитие детей. Если наши детки вдруг зачитают, то для нас это будет большим плюсом, а если нет, то мы просто продолжим их стимулировать"

Фирма, наподобие "Умницы" здесь даже специально ведет курсы для работников д/с, желающих внедрить "Браво" в жизнь д/с.

Вот так. Просто для информации. Wink

Вернуться к началу
Пользователь Ольга ВеселоваОльга ВеселоваofflineЧелябинск, РоссияICQ: 178122113
Добавлено: 29.12.2009 13:58

Интересная информация, но карточки показываются довольно медленно Sad Для обучения скорочтению для детей постарше, возможно, это подойдёт и в групповой методике. А для малышей до 3 лет точно не получится организовать, тут их темпы-ритмы слишком разные:)

Вернуться к началу
Пользователь LechoLechoofflineЧЕЛЯБИНСК
Добавлено: 16.01.2010 16:21

"Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения."
я бы сказала, что это единственная методика, в которой ребёнок является как раз активным "объектом". то, что ребёнок сам выводит все законы письменной речи уже говорит о том, что он проводит огромную умственную работу.

Вернуться к началу
Пользователь N and EN and Eoffline, Норвегия
Добавлено: 21.01.2010 22:59

http://rebenok.by/articles/stature/early/~id=15108

Интересная статья, особенно последнее предложение заинтриговало... А кто-нибудь знает кто эти нобелевские лауреаты?

Вернуться к началу
Пользователь Anuta-SFAnuta-SFofflineСан-Франциско, Соединенные Штаты
Добавлено: 21.01.2010 23:11

Надя, я тоже слышала об НОбелевских лауретах, но имен не знаю. Извини. Ксенечка (мама Костика) в свое время об этом говорила, но она вышла на работу и пропала с сайта.

Вернуться к началу
Пользователь Ирина, Павлушка и София)Ирина, Павлушка и София)offline
Добавлено: 22.01.2010 00:55

у меня есть только один, но очень весомый аргумент в пользу домановской методики - мой Павлушка))) Когда меня готовили "добренькие" врачи, что-то вроде " скажите спасибо, если выживет...", а так ,типа, дурачком расти будет- ну бывает. Evil or Very Mad Evil or Very Mad А я им не поверила. И благодаря методике Домана (сначала, конечно, в большей степени - физические упражнения) нас после трех месяцев уже исключили из группы "отстающих в развитии"... А сейчас - ну не выучит он все примеры и дроби, но он уже знает все цифры до 10, и называет количества до 10 и считает до 10, а еще знает (абсолютно уверенно!)12 цветов и 10 геометрических форм! А сколько он еще назвать не может,потому что не выговаривает??!! Он знает половину букв без занудной зубрежки и специального изучения. А еще пешком спокойно поднимается на 7 этаж без остановок, делает уголок на турнике, кувыркается сам, он может кружиться по 30 минут в одну сторону - и не упасть - у него голова не кружится Very Happy ... Это не результат? Это не доказательство?? Я думаю, что такой факт не может служить доказательством полезности методики только в одном случае - чтобы оправдать собственную лень... Very Happy :

Дневник Павлушки http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1130
Дневник Софии http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?p=80221#80221
[url=http://metric.forumok.ru/][img:c0d8975775]http://metric.forumok.ru/baby2/line.php/14/29b/cfe0e2ebf3f8e5/000099/100707/05

Вернуться к началу
Пользователь KatyanechkaKatyanechkaofflineБлаговещенск
Добавлено: 22.01.2010 09:18

Я с Ириной согласна. У нас многие врачи мыслят шаблонами, заученными в институтах. И то только те, что УЧИЛИСЬ, о чем думают остальные вообще не знаю. Постоянно приходится слышать об ужасающей некомпетенции даже ДЕТСКИХ врачей! Как такие люди могут разобраться в методиках, когда некоторые ОРЗ от запущенной пневмонии, а булькающий кашель с темпиратурой списывает на "зубки растут" и это у ребенка в 2,5 года!
Может я отвлеклась от темы, но пусть эти люди сначала попытаются вырастить и воспитать полноценного и гармонически развитого ребенка, а потом уж и судят. А то у нас вечно... люди полвека растили детей по рекомендациям человека, который и на руках-то детей не держал! Я имею ввиду Крупскую. Как подумаю скольким она людям нервы попортила своими жесткими, даже жестокими графиками... :twisted:

Вернуться к началу
Пользователь N and EN and Eoffline, Норвегия
Добавлено: 27.01.2010 00:48

Интересный сюжет, с удовольствием посмотрела
http://abcnews.go.com/Video/playerIndex?id=3207632

Вернуться к началу
Пользователь Ирина, Павлушка и София)Ирина, Павлушка и София)offline
Добавлено: 27.01.2010 07:23

О! Я наконец-то увидела как надо учить ребенка двигаться по рукоходу Very Happy Very Happy а то никак сообразить не могла))))
В общем, я думаю - чтобы критиковать эту методику - надо сначала попробовать! Не одну неделю, а хотя бы 2-3 месяца. Когда становится понятно, что все мы этим занимаемся просто для того, чтобы дети были счастливы и чуть-чуть больше узнали о мире Smile

Дневник Павлушки http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1130
Дневник Софии http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?p=80221#80221
[url=http://metric.forumok.ru/][img:c0d8975775]http://metric.forumok.ru/baby2/line.php/14/29b/cfe0e2ebf3f8e5/000099/100707/05

Вернуться к началу
Пользователь N and EN and Eoffline, Норвегия
Добавлено: 28.01.2010 01:29

А мне вот стало интересно после очередного просмотра по Youtube разных видео (среди них и интервью с дочерью Домана), откуда взялось утвеждение,что младенец способен отличать количество точек, скажем 55 от 56. Вот интересно, на чем оно основывается? Были проведены какие-то исследования? Каким-то образом смогли это определить? Просто интересно.... :? :? :?

Вернуться к началу
Пользователь AlexanderAlexanderofflineРФ Сахалинская обл. г. Южно-СахалинскICQ: 239646086
Добавлено: 12.03.2010 09:57

Добрый день, дорогие папы и мамы! Я думаю, что у каждой методики есть свои плюсы и мынусы! Нужно просто поверить в ту методику по которой ВЫ занимаетесь!!! Удачи вам дорогие папы и мамы!!! :cool:

Вернуться к началу
Пользователь N and EN and Eoffline, Норвегия
Добавлено: 14.03.2010 20:32
Цитата:
А мне вот стало интересно после очередного просмотра по Youtube разных видео (среди них и интервью с дочерью Домана), откуда взялось утвеждение,что младенец способен отличать количество точек, скажем 55 от 56. Вот интересно, на чем оно основывается? Были проведены какие-то исследования? Каким-то образом смогли это определить? Просто интересно....

Наверное все-таки нет никаких исследований раз мой вопрос уже так долго без ответа. И что мне остается думать про эту домановскую математику - что это чистой воды шарлатанство???

Вернуться к началу
Пользователь ksyuksyuofflineВоронеж
Добавлено: 14.03.2010 22:16

Надя, мой сын очень чётко отличает даже 99 от 100. Когда был младше и позволял себя тестировать, всё верно показывал. Не только количества, но и примеры в одно и даже три действия. Работает методика, не сомневайся Wink

Вернуться к началу
Пользователь AlexanderAlexanderofflineРФ Сахалинская обл. г. Южно-СахалинскICQ: 239646086
Добавлено: 15.03.2010 08:27

Добрый день, Nadia+Evelina!!!! На мой взгляд, нужно поверить ту или иную методику. Если этому не верить, то тогда ничего у ВАС не получится. Ведь тут вам мамы ответили, Что методика очень даже ХОРОШО работает!!! Можно даже не сомневаться!!!! Wink

Вернуться к началу
Всего пользователей на форуме (за последние 15 мин) 54 из них 0 пользователей, 54 гостя
Всего пользователей, читающих форум Раннее развитие по Доману: 0 пользователей, 1 гость