Чтение после Домана, часть 2. Маше 3,3 года

Все наши занятия после моего выхода на работу (от 3 лет):
1. Есть ли жизнь после декрета - http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashe-32-goda-est-li-zhizn-posle-dekreta
2. Чтение после Домана, часть 1 - http://club.umnitsa.ru/smartydiary/chtenie-posle-domana-chast-1-mashe-32...
3. Математика после Домана - http://club.umnitsa.ru/smartydiary/matematika-posle-domana-mashe-32-goda

Итак, хорошо прокачав наше чтение и отработав слоговую структуру слова, мы приступили к части 2 чтения после Домана.

Чтение после Домана, часть 2.

1.Несуществующие слова.

Чтобы дети не угадывали, а читали, им надо дать почитать слова, не встречающиеся в реальной жизни. Волшебные, нереальные, странные…..
И вот тут пригодится ЗНАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ слова, которую мы отрабатывали на прошлом курсе чтения.

1.а. Волшебники.
Пишем карточках смешные, но сложные слова, длинные, непонятные, со сдвоенными или строенными согласными.
Пишем волшебные заклинания!
Например – карамблиница, прикнитихтака, птифруткринора…….

Я на каждое заклинание по ходу чтения придумывала определеное действие.
Надо сказать, Маша была в диком восторге!!!
Одним словом, игра, волшебная, смешная и дурашливая.

Не советую читать для начала больше 5 слов, очень сложно ребенку, муторно. Но когда мама после правильного прочтения слова дурачится, читать становится много интереснее. Проверено.

Далее варианты игр, смысл проигрывания такой же, просто идеи и примеры того, что мы использовали.

1.б. Волшебный пульт.
Надо напечатать на листе бумаги пульт с кнопками, а на кнопках пишем смешные сложные слова.

1.в. Инопланетные слова.
На летающей тарелке пишем непонятные слова и читаем.
Так мы выучим язык инопланетян.
Можно придумать по ходу, что слово карамитака обозначает ужин, а слово приманицывар – пробежка.

Как вариант, распечатываем непонятные слова и в пару к ним реальные слова.
Читаем абракадабру и к ней прикладываем реальное, существующее слово.

1.г. Странный рецепт.
Готовим блюда по рецептам для волшебных блюд.
Пишем на листе рецепт, совмещая реальные слова с выдуманными.
Например - берем КРАМАКУ, добавляем СОПИРАВ. Перемешиваем и сыпем немного ПЕРЕКАШКИ……………

2.Письма от ……

Маша стала получать раз в неделю письмо от куклы Инночки!
Надо сказать, что совместное открывание ящика, магия ожидания, есть там письмо или нет….. Это МАГИЯ!
Маша реально ждет писем, сама их читает, меня не допускает.

И конечно, потом я ее спрашиваю, что же написала ей подружка.
Это и тренировка чтения про себя, и полное понимание прочитанного, и тренировка пересказа!

Потом мы вместе пишем ответ (пишу я, Маша читает) на компьютере, распечатываем и опускаем на почте в ящик (бедные почтовые работники!).
И вот тут опять, тренировка чтения! Я печатаю, Маша читает кусочками.

3.Игры с текстом.

Распечатываем крупно КУСОЧЕК текста (очень хороши ОТРЫВКИ: сказки Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Заюшкина избушка и тексты Л.Н.Толстого, типа Бишка).
И….. играем с текстом.
- найди три слова из 3,4,5…. букв и закрась маркером;
- найди 7 (10, 15….) букв А (Б, В……);
- найди 7 (8,9……) одинаковых слов и закрась маркером;
- сосчитай все слова "курочка", "яичко".

Можно придумать любые задания, все ограничено только фантазией.

Работать с текстом можно и даже нужно еще и еще раз, много раз, чтобы он стал родным и знакомым!

Такие игры полезны, они приучают ребёнка спокойно относиться к большому количеству строк, вообще к текстам.


4.Читаем слова кусками.

Вот это то, что мы делали с Ромой, когда он не мог прочитать длинное слово целиком.
Я закрывала половинку слова рукой, потом открывала вторую.
Так и читали слова кусочками.

Для Маши я сделала презентации, где слова выскакивают кусками.
Она читает сначала первую половину, потом вторую и произносит слово целиком.

Например – КОСО ГОР, косогор; УГОЛЬ НИК, угольник……………..

5.Пишем магнитными буквами.

Мы пишем деревянными буквами без магнитов на специальной доске и магнитными. От настроения.
Но все же посоветую не пестрые буквы, а покрашенные в два цвета – гласные красным, согласные синим.
И смотрите при покупке на правильное написание букв, а то такое встретится!

5.а. Вставляем одну букву в слово.
Пишем слово и намеренно пропускаем одну букву.
Вместо пропущенной буквы оставляем место, чтобы подошла наша магнитная буква.
Показываем ребёнку слово и удивляемся, что буквы одной нету!
На выбор предлагаем сначала 2-4 буквы, потом доводим количество до 10 букв.

5.б. Потерянное окончание/начало.
Эта игра обратит внимание ребенка на то, где у написанного слова начало, а где конец.
Пишем слово без начала/окончания. Маша прочитывает слово без окончания/начала, а потом сама предлагает варианты - догадывается, что это за слово такое.
Отгадали, хорошо.
Но надо его дописать!
На выбор рядом прикреплены от 2 до 15 других букв.

5.в. Вставляем 2 и более букв в слово.
Пишем слово и намеренно пропускаем сначала 2 буквы, потом можно пропустить и 4 буквы в длинном слове.
Вместо пропущенных букв оставляем место, чтобы подошли наши магнитные буквы.
Показываем ребёнку слово и удивляемся, что букв то нет!
Догадываемся, что это за слово.
Догадались, пишем!
На выбор предлагаем буквы (на 1-10 больше, чем надо вставить).

6.Развиваем ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ слух.

Для того, чтобы в последствии грамотно писать, ребёнок должен уметь анализировать слово, слышать, из каких букв оно состоит.
Домановские дети обычно видят всё слово, не деля его на буквы и слоги, а это плохо!
Чтобы в последствии не было проблем, попробуем учиться слышать, какие звуки есть в словах.

6.а. Звуковые домики. 1 этап - один звук
.
Рисуем или делаем аппликацию домиков, мы берем около 15.
Расселяем в них гласные и согласные (магнитные или деревянные буквы, чтобы домики были долгоиграющими и не приходилось их постоянно рисовать).
Подбираем игрушки или картинки с предметами.
В названии каждого предмета может быть 2-3 или одна из имеющихся на домике букв, тогда предмет может попасть в любой из домов, на которых есть одна из её букв.

Построили домики, и тут подошел один зверёк, допустим, тигр, к домику А.
Домик его не пускает, спрашивает: "А есть ли у тебя А? Как твое имя?".
Как проверить?
Тигр (Маша) отвечает "ТИГР!".
Домик (мама) повторяет слово, утрированно тянет при этом звуки "ТТТТИИИИГГГРР! У тебя я не слышу А! Может, тебе постучаться в другой домик?".

6.б. Звуковые домики или похожие "сооружения". 2 этап - два звука.
Продолжаем играть в домики, но селим в них уже слоги (МА, СИ, КУ, БЕ…….).

В домики можно расселить сначала предметы, а карточки со слогами класть на «жильцов».

6.в. Меняем слова на слух или Бегающие буквы.
Игра довольно сложная, но очень полезная!
В неё можно играть где угодно - в дороге, в очереди и так далее.

Я называю слово (для начала все же надо брать совсем короткие слова, из 3-4 букв) и говорю, какая буква убежала, а какая на её место прибежала.
Например - "Жило было слово ДОМ, буква О от него сбежала! А на её место поселилась буква И. Чтобы же получилось? Во что превратился ДОМ?".

Потом, когда игра будет понята досканально, меняться ролями - пусть ребёнок тоже дает задания маме.
А мама пусть не всегда выполняйте их правильно!

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Дата записи:  28.03.2019 15:30

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Екатерина (Мама Виты)

Оль, вот игры с минимальным количеством подготовки, а такие полезные! всегда поражалась, откуда тебе приходят в голову такие идеи!? спасибо огромное, что делишься! очень полезно, информативно и главное все реально использовать!
пиши побольше)
а я позаимствую твою идею с письмом и побегу печатать письмо от малыша) Думаю, это будет восторг!!!
СПАСИБО!!!

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   03.04.2019 17:57

Катя, пожалуйста!
Очень радует, что игры нравятся и пригодятся не только нам.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Екатерина Вялкина
# Екатерина Вялкина   29.03.2019 18:26

Оля, супер!
Отличные идеи, обязательно будут всем пользоваться!

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   03.04.2019 17:58

Катя, надеюсь, что Ване тоже понравятся игры.
Рома в свое время играл в них с удовольствием.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Анастасия С
# Анастасия С   29.03.2019 19:32

Прочла про несуществующие слова и расстроилась, никогда мы не выйдем в такое чтение(( А фонематический слух, как раз, меня сейчас очень заботит, буду всё пробовать!! Спасибо!

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   03.04.2019 17:59

Настя, почему не выйдите?
Выйдите.
Ведь что такое беглое чтение? Это тренировка и еще раз тренировка.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Юлия Гришина
# Юлия Гришина   30.03.2019 11:37

Оленька,я читаю и хотела спросить тебя: это точно ты с Машей играешь в это,не с Ромой

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   03.04.2019 18:01

Юля, насмешила. Smile

Я играла в эти игры и с Ромой тоже.
С Машей вот начали, правда игры я немного поменяла, ввела игровую составляющую.
С Ромой просто читали.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Олеся Фисун
# Олеся Фисун   01.04.2019 18:16

Подпишусь под каждым словом. Мы со старшим тоже играли в несуществующие слова. Я тоже достаточно быстро поняла, что он часто гадает, что за слово, по принципу похожести первой части. поэтому писала ему просто из головы несуществующие слова и мы их читали. Это было где-то в возрасте 3,5-4 года. И так же я закрывала по половинке или трети слова, когда возникали трудности с длинными словами.
Некоторые игры и нам с младшим пригодятся.
На счет фонематического слуха. Я особых упражнений не делала, просто когда у ребенка возникло желание писать, он поначалу делал много ошибок. например, пропускал буквы, не по невнимательности, а именно потому, что он считает, что там не должно быть этой буквы. Или же йотированные гласные заменял соответствующими нейотированными. Например, он мог написать вместо слова "пелёнка" слово "пелонка", не учитывая мягкость согласного.
Я просто проговаривала при этом и объясняла, что эта мягкость на письме передается вот такими гласнрыми йотированными: ё, я, ю, е и т.д. постепенно начал писать грамотно. сейчас 6 лет и на счет грамотности - пишет достаточно грамотно.
Оля, спасибо за идеи!!!

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   03.04.2019 18:05

Олеся, рада, что идеи пригодились.

Все это мы и с Ромой читали, но читали просто, не в игре.
Маша другая, с ней надо больше в игре все делать.

По опыту с Ромой, игры на фонематический слух пригодились, всегда писал очень и очень грамотно.
Почему?
Может врожденно, может и правда игры.
Но Рома реально всегда слышал все звуки! Даже с йотированными вопросов не возникало.

Я еще попозже распишу игры на фонематический слух, в которые можно играть и просто на улице, гуляя.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Марина Андреева-Доглядная

Я восхищена, Оляяяяяяяяяяяяя
Огромное тебе спасибо за эту заметку.

Почему этот пост не в выборе клуба!?!?!?!?