Лиза в полтора года

Вот и собралась я наконец написать про Лизу. Время идет, и ей уже 1,7. Сравниваю ее невольно со старшим братом и отмечаю, как во многом они похожи, и в то же время как сильно отличаются друг от друга.
Из похожего, прежде всего, речь. Речь у Лизы развивается по такому же типу, как и у Алекса, и примерно в том же темпе. Поскольку к двум годам Алекс уже свободно говорил предложениями на двух языках, то тут я за Лизу спокойна. В свои полтора она говорит уже очень много слов (сосчитать или записать не представляется возможным) и практически все понимает (мы говорим дома по-русски, польски и немецки. Немецкий она пока понимает хуже всего).
Говорит односложные слова типа гриб, краб, лес, рис, ам, дай, мой, кыш, мышь и т.п. и простые двусложные типа мама, папа, баба, дядя, тетя, лиса, орел, пока, иду, иди, идем, идет … – все это произносит вполне чисто. Остальные слова упрощает, произнося первый слог или два («ми» – мишка / миска, «пе» – пюре/ пирог, «аку» - акула, «ако» - открой, «або» - робот, «анан» - банан, «ананан» - ананас, «огу» - огурец). Постоянно пытается выразить свои мысли, рассказать о каких-то событиях. Даже пересказывает сюжеты мультиков или прочитанных книжек. Если «быть в теме», то все понятно. Например, вечером, лежа в постели, всегда вспоминает события дня или сюжеты мультфильмов.
Стабильно отвечает «да» или «нет» на вопросы, при этом выразительно кивает или мотает головой. На вопросы с «где» всегда отвечает «там», последнее время еще добавила «тут» или «здесь».
- Лиза, ты где?
- Там!
Или:
- мама! Идем!
- куда идем?
- там!
Сама вместо «где» всегда говорит «ку-ку», например, если что-то потеряет. («Ляля. Куку?» или «Папа – ку-ку? Брум-брум!» - это значит «где папа? Уехал на работу»).
В общем, с ней уже вполне можно объясниться и, главное, она почти всегда сама может объяснить, чего хочет. А хочет она чего-то постоянно. Например, есть. Сама идет за стол, забирается на свой высокий стул и требует дать ей «ам». Аппетит у мадемуазель, надо сказать, отменный (а я-то раньше думала, что девочки - малоежки). Ест исключительно сама, ложкой и вилкой стала есть с года. Ест очень аккуратно, даже суп. Я ее вообще никогда не кормила с ложки, ну разве что месяцев с шести до восьми. Потом она начала сама есть руками, а с года ложкой и вилкой. Сидит с нами за столом и повторяет все, что делают взрослые. Обожает повторять за старшим братом (правда, не всегда правильные вещи). Very Happy

Очень хорошо развита мелкая моторика. В 9 месяцев начала собирать пирамидку, копать совком и насыпать песок и крупы в разные формочки. Сейчас уже вовсю складывает пазлы из 2-3 деталей, причем молниеносно находит из кучи нужную деталь и сама вставляет на место (Алекс в ее возрасте только тыкал пальцем или прикладывал, а вставлять должна была я).

Строит башни из Лего дупло. Обожает пересыпать ложкой всякие сыпучести и кормить этим игрушки.

Уже несколько месяцев любимая игрушка – это разрезные фрукты-овощи на липучках. (Между прочим, резать их не так-то просто). Режет их, раскладывает по мискам и отправляется кормить кукол, мишек или нас. В отличие от брата, не расстается с плюшевыми мишками и куклами.


Любит лепить (катает колбаски, надавливает на шарики и размазывает), клеить наклейки и рисовать. Научилась рисовать овалы и теперь всегда рисует овалы, приговаривая: «о-вал». Может нарисовать прямые линии (например, ножки цветочкам).
Очень любит книжки с магнитами и мозаику.

Причем, ей интересно не просто резать, пересыпать и лепить, а она сама придумывает ролевые игры с предметами. Чаще всего кормит и поит игрушки, укладывает спать и укачивает. Также играет и с наклейками, и с пластилином, и со всем, что попадется ей в руки. Например, кормит и поит Алексовых динозавров. А недавно взяла на руки его робота, подумала немного, что же с ним делать, и принялась его укачивать, как куклу. Smile В этом ее основное отличие от брата - материнский инстинкт и стремление позаботиться об окружающих выражено у нее очень сильно.

Еще любит играть в магнитную рыбалку, катать шарики по кугельбану (марбл ран) и очень резво собирает пазлы типа «одень мишку» (приговаривает при этом: «мама… папа… Миша»)

Вообще, у нас дома очень много игрушек Алекса, рассчитанных вроде как на более старший возраст, но она отлично управляется с ними. Например, любит мелкое лего и прежде всего лего-человечков: сажает их в машинки, вертолеты, самолеты и катает. Уже давно ничего не ломает и обращается с игрушками брата очень аккуратно. В большинстве случаев кладет на место, где взяла, и не разбрасывает. Я стараюсь создать ей среду а-ля Монтессори, чтобы она сама могла взять интересующие ее игры и предметы, и у нас в каждой комнате есть игры, разложенные на ее уровне (к сожалению, у Лизы нет своей комнаты).

Что еще из умений… Любит сравнивать большой/маленький, пустой/полный, светлый/темный, много/мало, день/ночь и т.п. Например, недавно сама придумала игру: ложилась, накрывалась одеялом и говорила «ночь», а потом вставала, откидывала одеяло и сообщала «день!» - и так множество раз.

Знает основные цвета (показывает если спросить) и умеет сортировать по цветам. Очень хорошо подбирает пары (играем с ней в Мемори «в открытую»). Различает и называет количества «один», «два» и иногда «три». Все, что больше трех – это у нее «много». Постоянно сравнивает и употребляет в речи один/два и много/мало.
Собирает лото по цвету, картинкам или картинка-тень (например, «Гномики и домики»), подбирает фигуры по цвету и контуру, раскладывает блоки Дьенеша на альбомчики. В общем, все, что обычно делают в таком возрасте.

Очень любит книжки, и помимо стишков уже способна слушать и даже пересказывать простые истории типа Pip and Posy (или Чик и Брики). Книжек у нас от Алекса тоже великое множество, и все они ждут своего часа. Сейчас в ходу все истории про Чика и Брики, Голодная гусеница, Живое дерево. Книжки-картинки уже поднадоели. Еще обожает мультфильмы про Кротика, каждый день забирается на диван и требует включить ей. Уже вполне понимает сюжет, рассказывает или обыгрывает их потом в своих играх (я только подбираю реквизит, а дальше она уже сама знает, что делать).

Что касается классических занятий по Доману, то тут мы с ней сильно отстаем от брата в ее возрасте. Хотя у меня есть масса материала (пару ящиков слов и сотни напечатанных книжек). Но тут дело, скорее всего, во мне. Заниматься чтением мы с ней начали в 1,1 – также, как в свое время и с Алексом. Это было сознательное решение, т.к. с Алексом эта схема сработала очень успешно, мы смотрели уже знакомые ему слова и очень быстро перешли к с/с и самодельным книжкам. В возрасте 1,2 -1,3 Алекс уже стабильно проходил все проверки на знакомые слова, а в 1,8 зачитал незнакомые. Лиза же пока просто смотрит слова (надо сказать, что с большим удовольствием и сама всегда просит показать). Проверять ее я практически не пытаюсь, а если прошу выбрать карточку из двух, то она, как правило, хватает какую-то карточку, не дослушав вопрос. Алекс в ее возрасте уже раскладывал лото со словами как чемпион, Лиза же пока узнавания знакомых слов не демонстрирует. Но, надо сказать, меня это совсем не беспокоит. Научится читать рано – хорошо, не научится - так просто память потренирует. Помню, что с Алексом мне было прямо очень важно, чтобы он зачитал к двум годам, и я не пропустила ни одного показа, вплетая чтение во все наши игры, постоянно проверяла его и выдумывала все новые игры… Сейчас у меня гораздо меньше азарта и что ли честолюбия в этом смысле, или же у меня просто сместились приоритеты, и я понимаю, что ранее чтение – это не самая главная цель в развитии ребенка. Гораздо важнее мне гармоничное развитие по всем направлениям с учетом интересов и склонностей ребенка. Поэтому мы занимаемся в свое удовольствие, но без фанатизма. Смотрим презентации слово-картинка и Little Reader на русском. А сортировать карточки и каждый вечер заменять слова и клеить с/с – на это у меня сейчас просто нет сил. Жизнь с двумя детьми требует гораздо больше усилий, и многое приходится переоценивать и иначе расставлять приоритеты. И бессонные ночи больше не вписываются в мою жизнь.

Днем я стараюсь проводить регулярно время с каждым из детей по отдельности, т.к. заниматься чем-то с двумя сразу невозможно. Лиза обожает брата, но при этом очень ревниво относится ко мне: стоит, например, Алексу сесть рядом со мной, чтобы почитать книжку, как она тут же мчится со своей книжкой, отпихивает его и забирается ко мне на колени. Поэтому мое пребывание с ними двумя – это постоянное лавирование и избегание конфликтов, что очень утомляет. Если мне удается побыть какое-то время лишь с одним из детей, то я чувствую себя просто как на курорте. А так – это постоянная борьба характеров (и Алекс, и Лиза оба обладают ОЧЕНЬ сильным характером, и я с ними как между молотом и наковальней). Хотя в глобальной перспективе я понимаю, что наличие брата – это лучшая развивающая среда для Лизы.

Natalia

Дата записи:  17.02.2018 18:59

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   17.02.2018 21:56

Наталья, как было приятно почитать про Лизу.
Второй ребёнок всегда развивается быстрее первого, я у всех знакомых и не знакомых такую картину наблюдаю.
Лиза настоящая умничка! Так рано начала всё делать! Речь классная!!! У нас такая же сейчас, но нам-то уже 2 года! Smile
Насчёт чтения - у нас так же! Хватает что ближе лежит на проверке, но нет-нет иногда в книжке в предложении покажет на нужное слово, если спрошу или прочитает то, что написала я на доске мелом. А потом тут же подойдёт папа, напишет своё слово или слог, и Ева несёт околесицу какую-то. Very Happy Дурдом!
За ваши книжки огромное вам спасибо! Я начала их печатать и из всего предложенного здесь на сайте, выбрала именно ваши. Как-то вот именно то, что нужно и актуально.

Пользователь Карина (мама Ярослава и Арсения)

Олеся,книги Наташи:это находка и клад!!!Мой Ярослав на них СТОЛЬКО УЗНАЛ!ОН ИХ ОБОЖАЕТ И ПОСТОЯННО ЖДЕТ НОВЫЕ!!!!
п.с. а сколько всего нового из этих книжек я узнала Blush

Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   18.02.2018 20:09

Very Happy

Пользователь Natalia Rudenko
# Natalia Rudenko   20.02.2018 01:22

Карина, ты мне напомнила: обязательно выложу на днях новые.

Natalia

Пользователь Карина (мама Ярослава и Арсения)

Ой!Какие ЧУДЕСНЫЕ НОВОСТИ Wow МЫ ТАААК ЖДЁМ!

Пользователь Natalia Rudenko
# Natalia Rudenko   20.02.2018 01:21

Олеся, спасибо! Очень рада, что и вам нравятся наши книжки Smile

Natalia

Пользователь Юлия Гришина
# Юлия Гришина   18.02.2018 10:17

Наташа, ну вы супер-молодцы!!! Стооолько умелок у вас,а ты говоришь,умеет все,что положено уметь в этом возрасте. Не знаю почему ты умоляешь способности Лизы. Ты должна была сказать так: для 1,5 лет моя доча супер-мега крутая!!! Вашим развивашкам и 3-х летки позавидуют!!! А то,что Лиза зачитает рано и будет любить читать,в этом я даже не сомневаюсь.

Пользователь Natalia Rudenko
# Natalia Rudenko   20.02.2018 02:30

Спасибо, Юля.

Natalia

Пользователь Екатерина Мальцева
# Екатерина Мальцева   18.02.2018 10:42

развитие и правда вау! прочитала местами свои мысли и ощущения:лавирование между конфликтами,нет сил на карточки,проще следовать интересам ребенка,чтение-не самоцель рр. а младшие лети развиваются быстрее,если с ними заниматься по накатанной,каа и со старшими,само по себе ничего не происходит,я это тоже в двух семьях знакомых вижу,там мамы сами отмечают,что старшие были более развиты,т.к. было больше сил и времени на занятия.и,да,с одним-как на курорте

Пользователь Карина (мама Ярослава и Арсения)

я бы даже сказала не старшие более развиты,а замечаешь,что старшие что-либо знали в таком-то возрасте...а младшие вроде как еще и не знают,т.к. нет времени столько,чтобы заниматься ...
но с другой стороны младшие стремительнее гораздо развиваются. И вот чтоб далеко не ходить,случай,который рпоизошел с нами сегодня.
На улице,на дет.площадке Арсений чрезвычайно разговорился и тем самым привлек родителей других детей. Все так восторженно:ой,а сколько вам?ой,ну надо же,как мылыш говорит!!
А Арсений понял,что о нем говорят и выдает:"да...говорить то я люблю. И что же вам еще такого рассказать(задумался)))"публика" вокруг уже смеется)))
А Арсений и говорит:я тут знаю про Евразию и Африку. Про что хотите послушать,а? Very Happy
Все такие:ооой,да т ы и континенты знаешь?
А Арсений так уверенно: да!и реки и озера и горы на них. Я все знаю
(к слову сказать мы никогда специально не учили с ним географию и он все слышал "краем уха"от наших занятий со старшим...
Но я сама не ожидала,что он знает про гору Килиманджаро,что она в Африке и про пустыню Сахара Shocked

Это я к примеру,как младшие все хватают,хотя на них значительно сил меньше...

Вконце Арсений рассказал про президента Владимира Путина и что мы живём в России и наша столица Москва Shocked если честно я была в шоке Very Happy

Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   18.02.2018 22:34

Ого!!! А публика вообще попадала там наверное. Я тоже в шоке, в приятном.

Пользователь Карина (мама Ярослава и Арсения)

Спасибо))
Да)бабушки в шоке,мамы тоже...пытались выведать наш "секрет",откуда такие знаний
я про раннее развитие никому никогда не рассказываю. Это вызывает разные реакции да и вообще это такое личное -личное на мой взгляд
но родители поняли,что не с проста Арсений так все знает
а мне конечно было так удивительно и приятноприятнойчто даже такие занятия"краем уха"дают такие представления о географии например)))
Значит наше рр не зря))

Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   19.02.2018 00:01

Super!
Когда же я так удивлюсь, хотя я сама знаю ответ, тогда, когда полноценно заговорит. Smile
Я тоже редко кому рассказываю, посторонним вообще никогда.

Пользователь Natalia Rudenko
# Natalia Rudenko   20.02.2018 02:45

Ой, ну ничего себе Арсений выдаёт!!! Super!
Про географию я в шоке! Вообще, я уже давно мечтаю наяву познакомиться с твоими чудо-мальчиками. Очень интересно узнать, кем же они вырастут. Столько талантов!

Natalia

Пользователь Карина (мама Ярослава и Арсения)

Ой,Наташ,я тоже мечтаю познакомиться с тобой,Алексом и ЛизоЙ! Smile а еще,представляешь,мне как то приснилось,что мы встретились и гуляли где то все вместе