Маша. Кризис 1 года. Благо или зло? Мои размышления.

Настроения писать о летних занятиях и о нашем выходе в чтение нет, потому напишу о кризисе.
Это как раз соответствует моему настроению. Smile

Сразу оговорюсь, у Ромы НЕБЫЛО НИ ОДНОГО ярко выраженного кризиса. Все было смыто и размазано. Я вообще не наблюдала ни отрицания, ни истерик, ни упрямства, НИЧЕГО! Хорошо это или плохо, не знаю.

Зато с Машей мы уже прошли кризис 1 года! Все в новинку и все впервые.
Мне очень понравилась чья-то интересная фраза: «…во время кризиса проблема не в самом ребенке, а у ребенка!»
Вот эту фразу я старалась помнить в наш кризис 1 года и буду помнить при каждом следующем кризисе взросления.

Все, что я напишу – это не мои авторские мысли. Здесь я собрала воедино все, что когда-то где-то читала, или слышала, или мне рассказывали. Я просто решила очень кратко записать все это.

Что происходит во время кризиса?

Развиваясь, ребенок постоянно «учится», набирается опыта, приобретает все новые и новые навыки и умения. И вот когда малыш приобрел новые знания и новый опыт, то их нужно включить в свою жизнь и приспособить их к своей жизни, к своему режиму.
И все это ему ой как непросто и сложно! Чтобы новый опыт стал родным, надо пересмотреть все то, с чем он жил раньше. А это стоит больших затрат психической и физической энергий.

Хорошо ли это для ребенка? ДА!

Наступление кризиса - главный признак того, что ребенок в своем развитии не стоит на месте, а стремительно движется вперед.
Рано или поздно кризис закончится, и ребенок выйдет на новый этап своего развития. А все побочные эффекты кризиса, длящиеся не более 2-3 месяцев, такие как капризы, истерики и упрямства искупятся огромным рывком вперед.
За это время ребенок приобретет навыки, которые позволят ему успешно решать задачи следующего этапа своего психического развития.

Родители часто отказываются признавать то, что кризис - это огромный шаг вперед, хотя он и кажется шагом назад...
Шагом назад это кажется тогда, когда покладистый ребенок истерит, если ему не купили игрушку или что-то сделали не по его воле.

У любого кризиса есть две особенности:

1. изменения в характере и поведении ребенка временны и нестабильны. Рано или поздно кризис непременно закончится и все негативные проявления исчезнут сами собой.
А вот развитие неизбежно перейдет на новую ступеньку. Все негативное, что ребенок будет демонстрировать во время кризиса с большой вероятностью уйдет, если взрослые не сделают ничего для того, чтобы оно в ребенке закрепилось.

2. Ребенок НЕ осознает происходящие с ним изменения! Ребенок не понимает, что ведет себя иначе, чем вел себя раньше. Ему кажется, что все осталось так, как и было. И малыш удивляется тому, что взрослые вдруг начинают ругаться, становятся резкими, волнуются и обижаются.

Правильное поведение родителей - принятие ребенка и его особенностей, любовь к нему, наличие ограничений, отсутствтие попустительства, способствуют скорому переходу малыша на новый этап возрастного развития.
Неправильное поведение родителей - чрезмерная опека, подавляющая самостоятельность и попытки «поставить ребенка на место», то переход на следующий этап развития может сильно тормозиться. Негативные проявления могут начать закрепляться как черты характера. Чего, конечно, никто из родителей не хотел бы для своего любимого малыша.

Машин кризис 1 года.

Кризис 1 года не прошел у нас незамеченным, но и сильным он не был тоже. Я бы сказала, что он прошел более или менее гладко.

Возник кризис 1 года примерно в 1,6-1,7 года, при приезде в деревню.
До этого периода Маша была в большой степени зависима от меня. Я сама решала, что ей есть, когда купаться, куда и когда идти на прогулку, что одевать, с кем общаться, идти в гости или не идти.

А вот в деревне Маше было дано уже больше самостоятельности, и она сама стала решать, когда и что ей есть.
Что одевать, когда купаться и в чем (ванна или таз), играть с Федей или с Олегом, куда идти гулять и брать ли с собой коляску.
Единственно, что осталось незыблемо и постоянно, и это не подлежит обсуждениям – сон, занятия и чтение. Это аксиома и обсуждать тут нечего.

Начался этап НЕТ. Что ни предложи, все НЕТ! Ну, я не стала примерно в половине случаев спрашивать, хочет ли Маша смотреть мультик, заниматься или идти спать. Все это произносилось в утвердительной форме – идем спать, идем заниматься, идем смотреть видео. И все, конфликт исчерпан.
Но надо сказать, что большинство вопросов решались совместно. Не хочешь есть, не надо, не хочешь гулять на озеро, пойдем в лес.

Еще это был кризис физического отделения от мамы. Маша поняла, что мама и она сама, это не совсем одно и тоже. Она всеми способами пробовала, может ли уйти от мамы физически и что из этого выйдет то? Часто убегала от меня, просила уйти вперед и потом сама бежала догонять, могла уйти за ворота, если калитку оставили открытой.

Еще один неприятный момент – Маша была периодами очень капризным, крикливым ребенком. Она могла настаивать на своем и игнорировать мои слова и просьбы. Она делала все, чтобы показать, что у нее есть СВОИ собственные желания, отличные от маминых.

Но все пошло, и кризис нас миновал, не продержавшись и 2 месяцев.

Сейчас Маша опять покладистый в меру ребенок, но ребенок, приобретший НОВЫЕ НАВЫКИ и УМЕНИЯ! А это дорогого стоит!

Что я делала и что советуют психологи:

1. Запаслась терпением и выдержкой.
Без этого – никуда, ребенок не видит собственных изменений, для него наши упреки или вспышки негативизма совершенно не понятны и поэтому обидны.

2. Научилась отвлекать и переключать разбушевавшееся чадо.
Поскольку ребенок маленький, его без проблем можно переключить на что-то другое. И в этом деле я стала ассом!

3. Поощряла физическую самостоятельность и пробу собственных сил на спорткомплексе и на детской площадке, но в разумных пределах и под моим чутким и ненавязчивым присмотром.

4. Была последовательна в запретах и ограничениях. Если нет, то нет всегда.

5. Была создана безопасная территория для исследований – песочница (с песком во дворе и контейнеры с крупами дома), вода (лодка с водой во дворе и тазики дома), собственная территория, куда нельзя никому заходить, только по приглашению (палатка с теплым покрытием во дворе и домик дома), детская посуда, формочки и лопаточки, колбочки и стаканчики, крупы и камешки, вороночки и бутылочки. И еще море всяко разного хлама.

6. ГЛАВНОЕ –четкий режим дня был незыблем и не обсуждался, ни смотря ни на какие кризисы!

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Дата записи:  03.09.2017 21:05

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Пользователь Екатерина Вялкина
# Екатерина Вялкина   03.09.2017 21:26

Оля, отличный пост! Коротко и четко. Лично я со всем согласна.
Надеюсь ты не будешь против, к твоему посту, для интересующихся, я добавлю совет почитать Петрановскую и начать с "Тайная опора:привязанность в жизни ребенка". Там очень хорошо про кризисы написано.

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   04.09.2017 10:19

Катя, конечно не против.
Сама почитаю тоже. Smile

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Юлия Гришина
# Юлия Гришина   03.09.2017 22:59

Да уж,,самое главное-это терпение,конечно и,действительно, не поддаваться этим капризам и четко стоять на своём нет,если это точно нет. Вот я ловлю себя на мысли,что могу сказать нет,потом нельзя,потом-"потом",а в итоге получается можно)). А они же такие хитрые!! Нужно сначала над собой работать!(это я про себя))

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   04.09.2017 10:20

Юль, хитрые не то слово.
Иногда и при моем строгом НЕТ, и то изредка выходит ДА. Very Happy

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   03.09.2017 23:10

Хорошо написала!
А у нас так, как ты говоришь про Рому. Всё размазано. Я не сильно замечаю эти кризисы. Ну бывает может день-два и на этом всё. Я не спрашиваю у Евы хочет она или нет, если что-то касается режима или занятий, спрашиваю мелочи, типа какую книжку почитать. Что из предложенного мной уже заранее она хочет надеть на улицу. Что сейчас хочет, банан или яблочко? Ну как-то так.
То что нельзя ругать, это я на интуитивном уровне знаю. Ругаю, если только проказничает, и-то пальчиком А-Я-ЯЙ сделаю только лишь. Например, сегодня пока я занята была, накидала лего в унитаз Вот тут а-я-яй! и сразу же объясняю почему так делать нельзя.
Ещё чуть что не по её воле, ложится на пол и делает вид, что плачет. Но это никого не трогает уже и она сегодня похоже это поняла. Все ушли из комнаты и она встала и как ни в чём не бывало пошла за нами ))))) Хитрюга маленькая.

Пользователь Ольга Привалова
# Ольга Привалова   04.09.2017 10:25

Ой, Лего в унитазе..... Я бы наверное сильно расстроилась. Smile

Я летом спросила, к кому пойдем в гости, к Феде или к Олегу? Маша сказала, что к Роме. Иногда опасно спрашивать, у них на все уже свое мнение.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.



Пользователь Олеся Рябова
# Олеся Рябова   04.09.2017 16:33

Мне пока проще с ней, т.к. не может ответить ))))

Пользователь Марина Андреева
# Марина Андреева   04.09.2017 10:45

Ох, Оля хорошую тему ты затронула. Со старшей дочкой я как-то кризисов не заметила, а вот с младшей у нас кризис, похоже, на все лето растянулся