Александру 3 года 5 месяцев

Чуковский всегда нравился моему сыну, я начала читать произведения этого писателя ребенку, когда ему было чуть больше года. Книжечка с произведениями этого замечательного писателя у нас была скромная "Мойдодыр", но в тоже время очень удобного формата и с картинками соответствующими тексту. Поэтому не удивительно, что в 2 года 6 месяцев Александр рассказывал Муху Цокотуху наизусть:

До этого его любимым произведением был "Мойдодыр", ребёнка прямо завораживала интонация с которой я его читала. А когда он начал говорить, то сам (я ни в коем случае его не пугала Мойдодыром) стал проявлять желание к умыванию, мытью рук, купанию, повторяя:"Александр чистый мальчик, Мойдодыр ко мне не придёт". Уверена, что мы поиграем с этим произведением тоже в проекте Евгении, а сейчас я хочу вам рассказать как мы обыграли "Муху Цокотуху"

Как известно, деткам нужно повторение, но когда речь идет о таком хорошо знакомом произведении, мне хотелось подойти к нему с неизвестной для ребёнка стороны. Сделала я театр и начала представление:

"Жила-была Муха, она была очень добрая, весёлая и всегда радовалась жизни. Но в этот день с ней приключилась удивительная история. У неё был День рожения и ей очень хотелось пригласить своих друзей, но к сожалею нечем было их угостить. Муха решила прогуляться и вдруг! перелетая с цветочка на цветок, она увидела монетку. Именинница очень обрадовалась и решила купить на эти деньги всё что ей было нужно для празднования. Она купила самовар для приготовления чая, угощения и позвала своих друзей в гости. А что мы несем имениннику, когда идём к нему на День рождения?"

-Подарки! - отвечает Александр.

"Правильно. Прилетела пчела и принесла мёд в подарок, поздравила нашу Муху: -Поздравляю тебя с Днём рождения! Желаю тебе счастья, здоровья! Пришли и другие друзья - букашки, кузнечик прискакал, бабочка прилетела. Началось тут веселье! Гости спели имениннице песню "С Днём рождения тебя". Давай споём её вместе, Мухе будет очень приятно (и мы с Александром исполнили её вместе). В самый разгар веселья пришёл незваный гость. Ты знаешь кто это такой? (на сцену выходит паук)

- Паук! - кричит Александр.

- Правильно. Это Паук, который жил поблизости и очень обиделся, что Муха его не пригласила. Но Муха была воспитанной и предложила ему сесть за стол вместе с остальными гостями. Все гости испугались, а Паук сказал:" Не хочу я твоих угощений! Не бывать этому празднику!" - и потащил Муху к себе на паутину. Все гости спрятались, а Муха звала на помощь:" Помогите мне друзья, спасите меня от злого Паука!".
В этот момент прилетел Комар, он немного опоздал на праздник и очень удивился, что в домике Мухи никого не было. Он вышел на полянку, посмотрел налево, посмотрел направо и вдруг! увидел, что Муха находится в лапах у Паука. Храбрый комар подлетел к Пауку, вытащил саблю и освободил Муху! Перенёс её к домику и сказал: " Муха, я давно влюблён в тебя, выходи за меня замуж". Муха согласилась и празднование продолжилось с новой силой".

Как вы видите, сказка была рассказана в очень похожем повествовании, но деткам всё же не так легко узнать в ней хорошо знакомое произведение. Мне было приятно наблюдать за лицом сына, с каким восторгом он смотрел это "представление", как будто находился в настоящем театре. На мой вопрос если он узнал эту сказку, первоначально ответил, что написал её Чуковский и только после того как я дала ему подсказку (кто главный герой сказки?), он сказал, что это Муха Цокотуха.

На первый день у меня было готово достаточно материала, но ребёнок изменил мои планы и я решила следовать за ним. Вместо прочтения только произведения Муха Цокотуха, мы прочли всю книгу "Мойдодыр", в которой помимо этой сказки содержатся Мойдодыр, Айболит, Федорино горе, Телефон, Путаница, Радость, Бутерброд, Ёжики смеются, Свинки, Поросёнок. Когда мы закончили уже наступило время просмотра вечернего мультфильма. Думаю, что многие из вас выбрали вот этот замечательный мультфильм 1960 года. Александр смотрит его примерно с 2 лет:

Но на этот раз после разыгранного спектакля, Александр комментировал мультфильм Very Happy
- А муха то не знала, что там паук на дереве сидел!....- А почему такая сабля тонкая у комара? (не знает ещё разницы между шпагой и саблей) и т.д. Другими словами, мой спектакль разогрел интерес в ребенке, он смотрел знакомый мультфильм "другими глазами".

На следущий день, по дороге в детский сад, мы послушали в машине CD "Сказки Корнея Чуковского". Я купила его примерно год назад и Александр слушает произведения Чуковского с таким же интересом как народные сказки имеющиеся у нас на других дисках. Погружение в мир Чуковского у нас продолжилось и после возвращения из садика я предложила поиграть в Викторину. Наверное само слово привлекло Александра и он с радостью согласился.

P.S. Девочки, я очень извиняюсь, но у меня опять на фотоаппарате сдвинулись линзы, а 100$ в свободном полёте пока нет на ремонт. На самом деле карточки хорошего качества, все материалы дам для скачивания в конце поста. Надеюсь, что они будут полезны участникам проекта Gift .

На все вопросы Викторины Александр ответил правильно и с лёгкостью, чем был очень горд. Вообще в последнее время я ловлю себя на мысли, что мой ребенок 3-ех лет с хвостиком, реагирует на вещи как настоящий мужчина находящийся в маленьком теле:))). У него всё "написано на лице", это моя черта и хотя мне с этим в жизни было не легко, всё же я рада, что Александр открытый мальчик. Он умеет проявлять свои чувства, не боится этого делать и мне как маме, легко "прочесть" его эмоции.

Но я немного отвлеклась. После Викторины (скачала её здесь), я спросила если Александр хочет помочь Мухе выбраться из сетей Паука? Для этого у меня был подготовлен лабиринт. Ребёнок прекрасно его прошёл, хотя на мой взгляд он сложнее чем в тетрадях Кумона. С лабиринтами мы вообще никогда специально не работали, хотя планировала я это много раз. Кажется ещё до 2 лет, я несколько раз выложила их из Лего, чтобы Александр провёл игрушку, но он это делал с такой лёгкостью, что у меня создавалось ощущение, что я их выкладываю не правильно. А после распечатки тетрадей Кумона, которыми поделилась наша мамочка умница вот здесь, я поняла, что сложности в этом вопросе у моего сына вообще не возникает. Он как будто фотографирует взглядом страницу и ведёт линию чётко к выходу. Для меня это поразительно, т.к. я среди двух берёз заблудиться могу Very Happy .

Третий день игр был очень интересен для меня. К сожалению у меня была высокая температура и я не могла дать ребёнку всё что было подготовлено к занятиям. Но меня очень порадовал момент, что Александр играя с папой, взял все фигурки, которые я делала для театра и сказал, что нужно построить домик из Лего для Мухи и Комара, чтобы Паук их не съел. Мальчики сложили дом, а Александр стал играть с героями сказки чисто по мальчишески. Он раз за разом "был" Комаром, скидывал Паука со стола, защищал Муху.

Наблюдая за всем этим, я поинтересовалась почему бы не построить домик для остальных гостей, которых Паук тоже может утащить к себе;). И был построен второй домик из деревянных блоков, в который поместились все остальные насекомые.

Но веселее всего было, когда я сброшенного Александром паука опять ставила на стол и разыгрывала сценку захвата Мухи. Александр выбросил Паука за дверь комнаты и с серьёзным видом мне сообщил:"Если он ещё раз сюда зайдёт, я выброшу его в мусорное ведро!" Bomb

Как бы я себя не чувствовала, но ребёнку 3-ех лет сложно объяснить, что мама болеет, ему просто хочется играть. Поэтому в тот вечер, мы выбрали спокойные занятия. Очень удачно, на мой взгляд, была сделана Александром аппликация. Я вырезала все фигурки заранее и разложила на листе ватмана так, как мне представлялось более красивым. Показала мою композицию ребёнку, рассказала ему сказку "Муха Цокотуха" в упрощенном варианте, как бы объясняя где и почему находится каждый герой. Затем собрала всё и предложила Александру сделать его аппликацию. Он разложил всех совсем по другому, чему я рада, т.е. он не стал слепо повторять то, что я ему показала, а сделал совершенно другую, свою работу. Так Муха и Комар у него оказались в центре композиции, а вокруг них музыканты.

Паука он настойчиво прилепил в дальний угол, чтобы тот никого не съел. Вокруг стола сели только те, у кого были стулья, а все остальные гости танцуют внизу. Так рассказал мне мой ребёнок о своей работе, которая красуется у нас теперь в столовой на стене.

Закончили мы день игрой в лото. Скажу честно, что я немного переживала, сможет ли Александр собрать все картинки к сказкам Чуковского правильно. Ведь речь идёт хоть и о знакомых, но многочисленных сказках. К тому же лото не является у нас постоянной игрой. Но как всегда, волнения мои не оправдались. В лото есть небольшая подсказка - ободок двух половинок окрашен в одинаковый цвет, но цвета очень похожи друг на друга. Это оттенки напоминающие набор 100 цветов. Но Александр это уловил моментально. Я сразу заметила, что он рассматривает не картинки, а цвет этого самого ободка.

Поэтому решилась взять составление первой пары на себя, как образец. Ребёнок понял, что это не страшно, ему знакомо, в чём условие данного лото и все остальные картинки собрал по смыслу правильно. Как только он складывал правильную комбинацию картинок, я спрашивала если он помнит из какой они сказки Чуковского? И после того как Александр отвечал, я давала ему распечатанные строки сказки, подобранные под картинку, чтобы он сам их прочёл и провёл ассоциацию текст-картинка.

Все эти материалы есть для скачивания в конце поста, я их брала здесь.
Это лото хорошо тем, что в него можно играть на протяжении всего проекта. Если ребёнок затрудняется сложить картинки или вспомнить название сказки в первый раз, то вполне возможно это у него получится во второй, третий или четвёртый.

В четвёртый день Александр сам попросил посмотреть мультфильм Муха Цокотуха, после чего для меня был самый лучший момент предложить поиграть. Зная как мой сын любит карточки из "Мира на Ладошке", я достала комплект "На шести лапках" и предложила Александру выбрать тех, которые указаны в сказке Муха Цокотуха. Таких оказалось достаточно: жук-олень (жуки рогатые, мужики богатые), пчела (бабушка пчела), клоп (а за нею клоп-клоп, сапогами топ-топ), муравей (муравей, муравей, не жалеет лаптей), таракан (вы букашечки, таракашечки), комар (главный герой), бабочка (бабочка, красавица кушайте варенье), муха (главная героиня), кузнечик (а кузнечик, а кузнечик, ну совсем как человечек) и конечно же паук (главный злодей). Все были отобраны правильно и Александр сам к каждому выбранному персонажу процитировал четверостишие.

Затем я брала по одной карточке из выбранных и мы вспоминали информацию на обороте карточки. Дойдя до клопа, уже прослушав о нём информацию, Александр затруднился ответить на вопрос:"Почему клоп может есть только жидкую пищу?" Ну что же, быстро взяла стакан воды и банан, выдала ребёнку трубочку и попросила выпить через трубочку воду и попробовать съесть банан. На моё предложение о банане, Александр сразу стал смеяться, мол не получится. Но всё же стал пробовать:))). Так ребёнок убедился, что клоп своим ртом может питаться только жидкой пищей.

Затем поиграли с нашими любимыми магнитами.

Мы их обожаем, т.к. практически к любой теме можно что-то подобрать. Александр выбрал жука, муху и бабочку к сказке Муха Цокотуха и собрал их. Затем ещё минут 20 собирал машинки, кораблики и т.д.

У меня была распечатана ещё одна игра "угадай сказку по картинке", но на одной из картинок была совершенно незнакомая для Александра сказка "Цыплёнок". Я конечно могла просто убрать эту карточку, но зачем если можно сделать книжку за 5 минут?Wink Книжка "Цыплёнок" сделана по Доману. Картинки взяты здесь, просмотрите их по ссылке, чтобы понять подойдёт ли эта книжка вашему ребёнку.

Александру очень понравилась сказка про цыплёнка, наверное он ПОНЯЛ его, т.к. сам считает себя взрослым, а когда хочет что-то сделать, то оказывается, что всё ещё мал. И на следущий день он смеясь пересказывал мне как цыплёнок хотел прокукарекать, но получилось только пи-пи-пи:))). Вот вроде бы такая младенческая сказочка, а так запала в душу моему сыну.

Проговорили чистоговорку, это как говорится никогда не помешает:):
Он-Он-Он - у меня звонил телефон.
Ыр-Ыр-Ыр - любит воду Мойдодыр.
Ил-Ил-Ил- - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-Ца-Ца - нынче Муха Цокотуха именинница.
Ит-Ит-Ит - добрый доктор Айболит.

Ну вот теперь можно приступать к игре. Условия похожи на предыдущее лото, только здесь по целостному рисунку нужно назвать произведение Чуковского к которому относится эта картинка.

Как и в первом случае, я распечатала строки из сказок, которым соответствуют рисунки. Как только Александр брал картинку и говорил название сказки, я просила его их прочитать.

Наш следущий день с Мухой Цокотухой начался с физкультминутки:

Сел комарик под кусточек, (Ребёнок садится на стул)
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек, (Покачивает ногами.)
Сунул носик под листочек.
Спрятался! (Спрятался за стул)
Тут лягушка выходила
И комариков ловила.
(Мама ловит ребёнка – комарика, который убегает от неё)

Подняв нам таким образом настроение, я спросила у Александра если он хочет узнать на какую тему будут наши следущие игры. Конечно он хотел:). Тогда я достала карточки с буквами из ЧсП и предложила заняться математикой. Сначала ребёнок смотрел на меня непонимающе, мол как можно соединить буквы с цифрами. А я в свою очередь не спешила ему объяснять, поддерживая загадочность.

- Александр, ты знаешь алфавит на испанском, английском и французском языке. А русский алфавит ты знаешь?
-Да.
-Выложи мне его пожалуйста на полу.
Александр тщательно перебирал буквы ища нужные, это заняло какое-то время, но всё было готово.
-Александр, а сколько букв в русском алфавите?
Он пересчитал все буквы палочкой, с которой мы обычно занимаемся математикой.

- 33.
- Замечательно. А теперь, чтобы узнать слово, которое я задумала, тебе нужно будет посчитать буквы и выбрать нужные. Сколько будет 19-5?
- 14.
- Значит первая буква 14 по счёту в алфавите. Какая это буква?
- М.
И т.д.:
Вторая буква 10+11=21
Третья буква 18+5=23
Четвертая буква 20-19=1

-Правильно, мы сегодня будем ещё раз играть с Мухой Цокотухой! Александр, если бы ты нашёл денежку на дороге как Муха, чтобы ты на неё купил?
- Большой торт, но только из мороженного!!!
- А вот Мухе нужно сходить на базар и купить самовар и угощения для гостей, давай ей поможем найти денежки.
Конечно же я хорошо промыла все монетки и спрятала их в манке. Заранее посчитав, что в сумме монетки составляют 35 песо, я продумала как познакомить ребёнка с деньгами поближе и в тоже время задействовать математические действия. Деньги наши дети видят постоянно, когда мы ходим с ними в магазин, расплачивается на глазах у них за всё. Но вот как то раньше мне не приходилось объяснять значение монет, т.е. их номерную ценность.